Тактико-технические характеристики шашки.

Шашка бывает уставного и азиатского образца. Мы используем оба образца, тем более что шашки азиатского образца очень сильно различаются по месту изготовления. Шашка – холодное рубяще-колющее оружие с эфесом без гарды, традиционное оружие легкой иррегулярной конницы, была рассчитана на скоротечный бой, практически на первый и единственный упреждающий удар.

Считается, что отсутствие гарды на эфесе не позволяло парировать ответные удары. Сама форма оружия предполагала для его владельца схему боя – налет, удар и отскок в случае отпора. Однако конструктивные особенности данного оружия позволяют совершать шашкой отбивы и защиты, которые не предусматривают принятия клинка противника на гарду, что нисколько не умаляет особенностей шашки, как оружия, которым можно фехтовать. Собственно фехтование на шашках известно у многих народов Кавказа, и если хевсуры шашку используют в совокупности со щитом, то в Дагестане шашкой фехтовали, используя правостороннюю стойку, меняя руки в бою. При фехтовальных поединках пары составляли строго по возрасту. Судили состязания старожилы, которые хорошо знали фехтование. Удары наносили не лезвием, а плашмя. Разрешалось ставить подножки, толкать противника корпусом, свободной рукой, сбить, таким образом, с ног и нанести удар. Для победы необходимо было нанести три удара любой категории (рубящий, колющий) в любую часть тела, кроме лица и кистей. Победителем был тот, кому удавалось сбить врага с ног и нанести хотя бы один удар или укол. Победа присуждалась также за выбивание оружия с последующим нанесением удара или укола. Фехтовальщик, если оружие из его рук выбито, мог защищаться предметами обмундирования, если ему не было нанесено удара или укола.
Шашка делится на две части. Хвостовик, где располагалась рукоять, и лезвие. Рукоять состоит из спинки, брюшка, боков, гуська. Гусёк оканчивается головкой. В донской шашке в головке имеется отверстие для темляка.
ris_15

Шашка, в силу своей небольшой искривленности, может наносить как рубяще-режущие удары, так и уколы.
В шашке выделяют (рис. 15): А) рукоять для держания и управления, Б) клинок для нанесения удара или укола или осуществления отбива, в) обух, г) лезвие, д) острие, з) боевой конец, и) центр удара и к) средняя часть, по полосе клинка располагаются долы. Рукоять, в свою очередь, имеет: а) спинку – поверхность со стороны обуха, на которую накладывается большой палец при держании, б) брюшко – противоположную спинке и со стороны лезвия, для обхватывания остальными пальцами, в) дужку для защиты от поражения пальцев и г) гайку для прикрепления дужки. В казачьих шашках нет дужки, а гайку заменяет раздвоенная сверху головка, служившая, в старину, местом упора винтовки при стрельбе. Увеличением тяжести головки центр тяжести всего оружия можно перемещать ближе к руке, чем облегчается владением клинком.
Ближайшая к рукояти половина клинка называется сильной (защитною) и служит для отбивов; ближайшая к острию называется боевою (слабою) – ею наносятся удары и уколы. При держании шашки с обращенным книзу лезвием в руке появляется особое ощущение, указывающее, какое именно место клинка наиболее пригодно для удара (как бы тянущее шашку книзу); это место называется центром удара. Его удаление от острия зависит от формы клинка, его веса, устройства дол и обуха, но обыкновенно около 1/3 всей длины клинка.
Рукоять. Устройство рукояти имеет существенное значение для качества удара: чем прочнее сидит рукоять в руке, тем больше вероятности, что клинок верно пройдет в данной плоскости; поэтому рукоять должна быть такой длины и толщины, чтобы, соответствуя размерам пальцев и ладони, удобно и прочно помещалась в последней: при длинной кисти и пальцах её выгоднее иметь длиннее и толще, при коротких – наоборот. Следует избегать узкой (плоской) рукояти, так как острая спинка и брюшко при плоских боках уменьшают число точек трения, отчего уменьшается прочность её положений и облегчается смещение в ладони, а последствием этого будет неправильный удар (нарушение совпадения плоскостей клинка и удара). Рукоять должна быть прямая, продолжение оси которой было бы направлено на центр удара; изгиб рукояти к лезвию отдаляет как бы центр удара (к острию, тем более чем изгиб сильнее) и тем уменьшает режущие свойства клинка (как бы выпрямляя его); наоборот отклонение рукояти к обуху хотя и увеличивает, режущие свойства (увеличивая кривизну оружия), но затрудняет направление клинка в плоскости удара (особенно в вертикальных или близких к ним плоскостях), почему такое оружие требует долгой практики, чтобы к нему надлежаще примениться. Всякие приспособления на рукояти, не расположенные симметрично к плоскости клинка, нарушают равновесие оружия и тем постоянно стремятся вывести клинок из плоскости удара (например, гарды на саблях или палашах): вероятность поражения кисти в бою слишком ничтожна по сравнению с уменьшением положительных для удара качеств клинка. Более шероховатая поверхность рукояти предпочитается гладкой, как увеличивающая трения, а, следовательно, и обеспечивающая более прочное положение оружия в ладони.
Обух. Обух служит для приданий известной прочности клинку, а также отчасти и для распределения его тяжести. Он постепенно суживается к острию, достигая незначительной толщины в центре удара; но может также суживаться и очень незначительно, имея в центре удара толщину, едва меньшую таковой в сильной части клинка, но зато резко суживаясь от центра удара к острию. В последнем случай удар приобретает особенную тяжесть, но затрудняется вообще управление оружием (большая тяжесть удалена от руки) и проникновение клинка в предметы (углубление, т.к. более толстый обух задерживается вследствие большого трения). Часть обуха от центра удара до острия должна быть отточенной, для облегчения проникновения шашки при уколах.
Долы. Долы предназначаются для облегчения клинка и для равномерного распределения его закалки.
Лезвие. Лезвие предназначено для нанесения ударов (боевой частью) или производства отбивов (защитной частью). В зависимости от формы клинка, оно имеет большую или меньшую кривизну, причем первая предпочтительнее для ударов, т.к. при круговом движении оружия части лезвия достигают цели под боле острыми углами, поэтому и движение будет режущим; кроме того, части клинка погружаются в цель по направлению его искривления, а не перпендикулярно в точке удара. Для увеличения этого свойства следует отточку клинка производить в направлении от острия к рукояти – тогда очень мелкие, не видимые глазом зазубрины, составляющие отточенную поверхность лезвия, будут обращены к рукояти и, как в пиле, более содействовать режущему движению клинка.
Острие. Острие представляет собою противоположную рукояти оконечность клинка и предназначено для нанесения уколов. Так как сопротивление среды при уколе прямо противоположно движению оружия, то чем последнее прямее, тем более удобно для укола. Оружие же, имеющее большую или меньшую кривизну клинка, должно иметь соответственно изогнутую в сторону лезвия рукоять так, чтобы продолжение оси последней было бы направлено на острие и тем отчасти парализовало бы влияние кривизны (стремление скользнуть, а не погрузиться!).
Вес. Не малое влияние на качество удара оказывает вес оружия: чрезмерно большой вес не позволяет развить необходимую скорость движения, наоборот – незначительный вес лишает удар необходимой тяжести, так как масса оружия ничтожна. Часто бывает также, что очень легкий клинок обладает излишней гибкостью, производящей вибрацию при движении для удара – это свойство нарушает правильность удара и даёт ничтожное проникновение, замедляя поступательное движение. Вес оружия рубящего должен вполне соответствовать силе данной руки, чтобы оружие было, как говорится, по руке; в оружии колющем наиболее существенное значение имеет приближение к рукояти центра тяжести, облегчающее владение им (оружием); что же касается центра удара, то наличность его в последнем излишня. Следует признать, что средний вес рубящего оружия должен колебаться от 800 г до 1 кг, для колющего оружия может быть и больше в зависимости от придания необходимой прочности и большего или меньшего перенесения центра тяжести к рукояти.

Способы держания шашки.

Первый хват шашки – обычный обхват рукояти, всеми пальцами (рис. 16). В этом случае положение шашки следует признать более выгодным для производства режущего удара, так как направление руки от локтя до кисти составит с направлением оружия (в одной и той же плоскости) тупой, приближающийся к прямому, угол, вследствие чего при круговом движении выпрямленной на ударе руки клинок придется к точке цели под углом меньше прямого, механически производя режущее движение. Но при этом оружие не готово ни к производству уколов, ни отбивов. Этот способ используется также в том случае, если оружие имеет значительный вес.

ris_16

обычный хват

Второй хват (черкесский) – ладонь смещается к нижней части рукояти (рис. 17). Название «черкесский» встретилось в упоминаниях стариков. При таком хвате удобна крутка, рубка требует варьирования напряжения в ладони при ударах. При этом хвате ладонь руки смещается к центру тяжести, что облегчает управление оружием.

ris_17

черкесский хват

Казачий хват «за гусёк» – ладонь смещается к гуську (рис. 18). Шашка при таком хвате напоминает шарнир, работать удобно при рубке с потягом. Гусёк располагается плотно в ладони.

ris_18

казачий хват - за гусек

Четвертый хват «европейский» – состоит в вытягивании большого пальца по спинке рукояти, а остальными охватывая брюшко, этот хват позволяет наносить как рубящие, так и колющие удары. Недостаток этого хвата заключается в том, что давление большого пальца всегда стремится разогнуть кисть (мизинцем к себе) и тем выпрямлять оружие с частью руки от локтя в одну прямую линию (увеличивая тупой угол оружия с кистью); последствием этого явится направление клинка к точке удара под прямым или близким к нему углом, отчего значительно уменьшаются режущие свойства удара, и проникновение оружия в цель (углубление) явится лишь результатом силы (инерции).

ris_19

европейский хват

Могущее быть произведенным сгибание руки в локте (движение оружия и руки на себя) с целью резать, не достигнет желаемого результата в смысле увеличения глубины раны, а способствует лишь освобождению оружия, ибо, оттянутое таким образом, оно двигается в той глубине, в которую проникло от инерции; дальнейшее же его поступательное движение (углубление), которое могло бы, в тоже время, и резать, прекращено за прекращением действия силы, толкающей его вперёд и изменением направления движения под прямым углом (к себе).
Чтобы при таком способе держания оружия, сообщить удару необходимые режущие свойства, нужно следить, чтобы кистевой сустав составлял прямое продолжение руки от локтя движением большого пальца к себе, сохраняя такое положение во всё время удара (положение, близко сходное с таковым при держании рукояти в обхват).
Во время перехватов и джигитовки шашкой образуется обратный хват шашки (рис. 20). Этот хват хорош при нанесении режущих ударов в плотном бою, при уверенном владении клинком возможны отбивы.

ris_20

обратный хват

Греков в 1912 году писал, что взятая тем или другим способом рукоять должна плотно сидеть в ладони, быть плотно обжата пальцами, отнюдь не допуская ни малейшего смещения. Неправильно зажатая в ладони или смещенная рукоять является часто единственной причиной неправильности удара, т.к. сразу устанавливает плоскость клинка не в плоскости удара. Эта ошибка, трудно заметная на глаз, часто встречается у начинающих, не приобретших ощущения правильности положения рукояти, а также в тех случаях, когда пальцы ослабляют давление или, перебирая ими, исправление положения производят уже в то время, когда оружие занесено для удара. Ощущение, что шашка сидит правильно в ладони, можно получить, главным образом, при вытянутой вперёд руке, держащей шашку обращенным вниз лезвием; в таком положении сделать рукой 2–3 легких движения вниз, как бы предоставляя клинку падать от собственного веса; конечно, подобный приём нужен лишь вначале обучения, затем уже очень скоро появляется ощущение правильности положения оружия в любом направлении удара.

Стойка.

Стойкой называется удобное положение для обороны и нападения. Для одностороннего фехтования обучающиеся должны быть вооружены шашками и построены разомкнуто, на четыре шага друг от друга.
При разучивании тех или иных движений принимается исходное положение: нужно стать по стойке смирно, правая рука опущена по шву, левая обхватывает ножны у устья шашки (рис. 21).

ris_21

исходное положение

Если обучение проходит в группе, звучит команда СТАНОВИСЬ. По этой команде обучающийся поворачивается в пол-оборота налево так, чтобы носок и каблук правой ноги были впереди каблука левой, а носок левой ноги был в направлении первоначального положения плеч. Голову казак оставляет в таком положении, чтобы левый глаз был против середины груди (Рис. 22). Нужно шашку взять в левую руку, свободно опущенную, ниже рукояти, имея большой палец внутри, а остальные снаружи; повернуться вполоборота налево и приставить правую ногу к левой под прямым углом; каблук правой должен быть впереди каблука левой ноги и носок правой – по направлению к обучающему.

ris_22

уставная стойка

По команде: «Кисть развязать!» следует:
1) наложить правую руку на эфес шашки в обхват так, чтобы большой палец лег по спинке рукояти, для чего следует эфес левой рукой уклонить вперед.
2) Вынести шашку вперёд перед собой, по направлению правой ноги, на всю вытянутую руку так, чтобы рука, кисть и клинок составляли одну прямую линию и были на одной высоте с плечом. Клинок обращен лезвием книзу.
3) Выполняются круги для развязывания кисти перед боем – горизонтальные и боковые.
Круги делаются горизонтальные и боковые; горизонтальные – слева направо и справа налево, а боковые – влево и вправо.
По команде: горизонтальный круг слева – НАПРАВО, казак делает шашкой круг перед собой слева направо, после чего ставит шашку в первоначальное положение.
По команде: горизонтальный круг справа – НАЛЕВО, казак обращает кисть правой руки пальцами вверх и делает шашкой круг перед собой справа налево, после чего ставит шашку в первоначальное положение (Рис. 23).

ris_23

кисть в положении кругов

По команде: боковой круг – ВЛЕВО, казак поворачивает шашку лезвием вниз и, опуская остриё вниз налево, описывает круг назад у левого плеча.
По мере опускания острия, он поворачивает шашку лезвием кверху, а окончив круг, ставит её в первоначальное положение.
По команде: боковой круг – ВПРАВО, исполняется то же, что в предыдущем параграфе, но в правую сторону.
Как горизонтальные, так и боковые круги описываются непременно движением лишь одной кисти, причём рука должна быть, по возможности, неподвижна.

ris_24

боевая стойка

Для того чтобы казак принял положение, называемое боевою стойкою, произносится команда: к бою – ГОТОВСЬ. Исполнение делается в три приёма, причём первый приём исполняется по команде к бою, а прочие – по команде: ГОТОВСЬ.
Первый шаг. Казак берётся правой рукой за рукоять шашки в обхват всеми пальцами, придерживая левой рукой ножны под рукоятью.
Второй шаг. Казак вынимает клинок из ножен и поднимает его остриём кверху, а лезвием влево так, чтобы рукоять была выше головы.
Третий шаг. Казак быстро выставляет правую ногу на шаг вперёд так, чтобы каблуки были на одной линии, а носки имели направление, указанное в предыдущем параграфе, и сгибает ноги настолько, чтобы колени приходились над половиною ступни; при этом казак передаёт всю тяжесть тела на левую ногу, сохраняя отвесное положение корпуса.
В то же время он уклоняет клинком вперёд, лезвием вправо, наблюдая, чтобы остриё было против левого глаза и на высоте воротника; правую руку сгибает в локте, который подаёт несколько вправо. Кисть правой руки, обращённая пальцами вниз и имеющая большой палец вытянутым по рукояти, должна быть ниже плеча и не должна выходить на линию бедра; левую руку следует держать за серединою поясницы, согнув в локте и сжав кулак. Боевая стойка должна быть свободна и не натянута.
Для проверки правильности передачи тяжести тела на левую ногу при боевой стойке, дается команда: ПОДНЯТЬ ПРАВУЮ НОГУ или: СТУЧАТЬ ДВА РАЗА. Казак должен исполнить эти команды, не изменяя положения корпуса, и при исполнении второй из них, стучать всей ступнёй правой ноги.
Необходимо с первых уроков приучать учеников крепко держать в руке шашку. Левое плечо не выставлять вперед, а держать больше назад, чтобы противник не мог нанести удара. Носок правой ноги имеет по направлению противника, отнюдь не поворачивая внутрь, скорее можно допустить поворот вправо.

78 responses to “Тактико-технические характеристики шашки.

  1. Здравствуйте дорогие земляки!Хотел дать несколько комментариев к статье,по моему опыту занятий фланкировкой шашки,самый удобный хват в вашей статье это Черкесский вариант,кисть находится на пяте клинка.Очень удобно крутить и восьмёрки и боковые прокруты,необходимые для защиты коня и всадника сбоку,а так же более безопасен вслучае выскальзывания из кисти шашки её можно остановить за «гусёк».Вариант крутки «Донской» непосредственно за «гусёк» мы видим в фильме Тихий Дон ( крутка в избе ),но он по опыту не подходит для боковых круток.Вариант Европейский подходит для рубки предметов и лозы.С уважением Казак Василий.

    • А есть разница в использовании темляка, при разных хватах? Я имею в виду темляк накинутый на кисть, не будет ли он мешать при некоторых хватах? И вообще, часто ли темляк использовали? С уважением…

      • Здравствуй Станичник!Темляк использовался для нескольких целей-при выхватывании шашки из ножен и соскальзывании руки иногда хватались за темляк и выдёргивали шашку из ножен таким образом.При колющем ударе надетый на руку темляк недаёт кисти соскальзывать на клинок,при вращении не надетый на руку темляк служит неким противовесом и траектории шашки становятся более прогнозируемы (по моему полная чушь!).По моему мнению главные цели использования темляка две-первое при боевой рубке он не дёт вышибить шашку из руки ,и потерять её.

        • Второе при быстрой смене оружия (например шашку на винтовку) шашку просто выпускают из руки и она висит на темляке,и ведётся стрельба.Отдельная история наградное (Георгиевское и Аненское) оружие,на которое размещаются свои темляки.Лично я всегда снимаю темляки при тренировках даже одной шашкой,не говоря о фланкировкой двумя шашками,в крайнем случае советую темляк намотать на рукоять шашки.С уважением Василий!

          • угу, доходчиво. уяснил. что не здоровкалси, зла не держите. привык общаясь в сети к безцеремонности:) бывайте здоровы!

            • Здорова дневал Казак!На чаловека интересующегося ору
              жием своих предков обид нет и не может быть!
              С уважением Василий!

        • Казак БИБЯЙ сказал: 1. Старики при объяснении работы с Шашкой — за выставку ноги вперёд, сразу били по Затылице палкой…
          2. На самой Шашке во время работы с ней ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ центр — центр вращения её поперёк — это ОДНА ТРЕТЬ от рукояти самой шашки…
          3. качество Самой рубки шашкой зависит не от Силы Воина, а от Его КАЗАКА Духовной ПОДГОТОВКИ — САМА Плазма ИЖЕ (см. мопитвы православные и понимай ИХ) переходит при правильных НАТЯГАХ на Жало Клинка, и тогда СИЛА ЕГО Многократно возростает — МОЛИТЬСЯ надо ПРАВИЛЬНО…

          Бывайте Здоровы (всякие Малохольные) во СЛАВУ БОЖИЮ !!!

          • Хотел бы я посмотреть на того старика, который по затылку казака палкой ударить :)))) По остальному, прости Господи, чушь несусветная. Такие бы учителя приезжали бы на игры и показывали себя в рубке, глядишь и уважение появилось…. А то натягиватели всякой восточной чепухи на казачью культуру позабыли, что традиции умирают только в их воспаленном воображении…

          • Эзотерическое евангелие от Бибяя?:) Расплодилось фантазеров — то казачий спас выдумают, то у них «плазма» переходит на «жало клинка» при правильной молитве.. Прямо Агни-йога какая-то.. По пункту 1 — это Вы о уставной боевой стойке из Устава строевой казачьей службы1899г.? Заканчивайте мифотворчеством заниматься и ознакомьтесь лучше с реальными методическими материалами:

            http://www.scarb.ru/literatura/metodicheskaja/ustav-stroevoj-kazachej-sluzhby1-5/

            http://www.scarb.ru/literatura/metodicheskaja/obuchenie-rubke-i-ukolam/

            http://www.schaschka.ru/kasaks/ustav_kazach_slugb/

            Уставы, как известно, пишутся кровью.

  2. Уведомление: Работа с шашкой. Хват. «·

    • Здорова дневал Односум!Спасибо за видео,сколько людей,столько и мнений,не зря видимо существуют и различные хваты и различные типы шашек.У вас очень интересная шашка практически с сабельным клинком (её кривизна).такую шашку А.Н.Кулинский относит к Кавказским Офицерским ( с немецким???)клинком,утверждённую в 1913г. приказом №359,хотя они находились на вооружении и до этого.Офицерскую шашку кавказского образца носили чины конвоя,генералы и офицеры кавказских казачьих войск.Шашки этого типа продолжали использовать и после 1917г. С уважением Василий!

    • Слава Богу! «Шашка с сабельным клинком».Прогиб 6см длина полосы 75см.Василий,уважаю Ваше мнение,но есть сабли и с прямыми или малоизогнутыми полосами.А шашки встречаются с прямыми,вогнутыми,малоизогнутыми,крутыми и даже мечевыми полосами.Шашку подразумеваю кавказскую,с рукоятью черкасского образца с малым в 5мм вырезом на гуське т.е. со сближенными ушами.Именно с такой рукоятью возможны разнообразные хваты не травмирующие основание ладони.Лучший материал корни твердых пород деревьев.Немецким можно назвать только по клейму,а в видах полос не нати кто у кого перенял .Простите за убежденность,с уважением Андрей.

  3. Здарова дневал Андрей!Спасибо за ответ.Первоначально на вооружении Казаков состояла шашка кавказского типа,имевшая клинок небольшой кривизны с двулезвийным боевым концом и эфес состоящий только из рукоятки с раздваивающейся головкой (гуськом) без каких либо защитных преспособлений,такой типично кавказский эфес вообще можно считать основным отличительным признаком Казачьей шашки как вида холодного оружия.Главное конструкторское достоинство шашки заключалось в удачных весовых пропорциях.Благодаря лёгкому эфесу центр тяжести а след-но и точка удара располагалось ближе к боевому концу!Тем самым оружие как бы удленнялось!

  4. Воевавшие на кавказе Казаки ,вооружённые саблей жаловались,что получали удар в локоть раньше,чем успевали дотянуться до противника казалось бы своей длинной саблей.Благодаря малому изгибу клинка шашкой можно наносить быстрые рубящие удары в обе стороны.Второй отличительной чертой шашки является её подвес,она носится точёной стороной вверх и вынимая шашку из ножен Казак уже наносил рубящий удар сверху вниз!Сабля же носится лезвием вниз на поясной портупее.В 1836г. Александр 1,посетив Донских Казаков отметил полную неразбериху в форме одежды и вооружении Казаков,в 1838г была предпринята первая попытка единообразить вооружение Казаков.

  5. Такие попытки не всегда заканчивались успешно и процесс затягивался на десятилетия.Отличительной чертой шашки образца 1838г являлось введение латунного наконечника на ножнах и наличие двух колец для подвешивания к пасовым ремням портупеи.Поверху рукояти распологалась латунная планка,соединяя гусёк со втулкой рукояти.В это же время была выпущена эксперементальная шашка ген.Хрещатицкого с несколько увеличенной кривизной клинка.В 1881г была проведена реформа перевооружения под руководством конструктора оружейника Горлова А.П.,целью которой было установление для всех родов войск единого образца холодного оружия.

  6. За образец клинка был взят кавказский клинок,известный под названием «волчёк»,»…имеющий на кавказе и нашими тамошними Казаками высокую известность как оружие,оказывающее необыкновенные достоинства при рубке».Однако что представлял собой «волчёк»?Русский оружиевед Э.Ленц писал-кавказские «волчки»понятие совершенно неопределённое и произвольное.Оригиналы кавказских «волчков»выделывались не на востоке а на ЗАПАДЕ …Кавказские же «волчки»,будь это Золингеновские оригиналы или местные кавказские потделки выбивались на клинках всевозможных образцов,от сильно изогнутых до прямых палашного включительно.

  7. Так,что нет возможности указать клинок определённой формы.Эфес шашки обр.1881г вначале предпологался единого образца,с защитной передней дужкой,но затем было решено оставить для Казачьих шашек традиционные эфесы,состоящие только из рукояти.Врезультате на вооружение были приняты драгунская (офицерская и солдатская) и Казачья (офицерская и нижних чинов) шашки.Артиллеристы получили укороченный вариант драгунской шашки (меж собой крысоколка),впоследствии была заменена на кинжал «бебут».Холодное оружие Казачьих войск отличалось существенным разнообразием вплоть до 1917г.

  8. Один из участников русско-турецкой войны 1877-1878г. так описывал одежду и вооружение Казаков»Все они были в своих национальных костюмах,на собственных конях и в старинном своём вооружении,оставленном им своими прародителями вместе с беззаветной храбростью и отвагой!Как истенные и природные воины,они любили своё оружие и хвастались им,показывая всем и каждому надписи на клинках шашек,которые,по их непоколебимому мнению пережили крестовые походы!Такие шашки ценились баснословно,хотя по качеству далеко уступали «современным» драгунским клинкам.С огромным уважением Василий!

  9. В хватах явная ошибка. Хват за «гусак» это и есть «черкесский» хват см. http://www.youtube.com/watch?v=bFCA_Mq5xD8 то что, вы называете «черкесским» хватом, это хват каскадеров Кантемирова. Для рубки он не пригоден, а в принципе он вообще опасен. Такой хват у черкес вообще не мог сложиться, попытки современных «казаков» взять шашку, таким хватом, приводил к порезу пальцев, шашка заточку имеет полную!

  10. Реконструкции Фелекса Накова — это мнение Феликса Накова, если у нас так сложилось, если кто-то из стариков назвал такой хват — казачим, в чем может быть возмущение? Более того, не стоит искать некую раз навсегда заданную истину — вот настоящий черкесский (казачий), японский, а я слышал русский офицерский и т.п. хват, в статье ясно сказано — все зависит от того что вы делаете — то ли вы рубите, то ли колите, то ли крутите шашкой (догмы обрекут на неудачу в работе с клинком). Кстати, идеи Накова о шашке как шарнире в ладони, или о происхождении формы гуська от кости это лишь гипотезы, пусть обоснованные но ведь есть и другие и такие же обоснованные.
    Теперь о пригодности «кантемировского хвата» — это заблуждение, что шашка затачивается во всю плоскость до самой рукояти. Сейчас такие шашки штампует Кизляр и рука действительно режется, но не только при вращении клинка, а просто при быстром выхвате шашки из ножен, чтобы например рубить брошенное яблоко. Чуть зазеваешься, особенно для новичков и порез. Но это скажу категорично не правильная заточка шашки. Заточка клинка должна иметь равномерной ширины фаски с обеих сторон, лезвие должно быть острое и без значительных выхватов по всей дуге заточка клинка в середине 40 градусов, к боевому концу 30 градусов, а к эфесу — увеличиваться до 45-60 градусов, И НЕ ДОХОДЯ 100 мм до эфеса должно совершенно прекратиться.
    При том в чем смысл полной заточки шашки если сильной частью можно совершать парирование клинка противника?
    Впочем, думаю услышать и другие мнения, так как в вопросах национального оружия нельзя быть категоричным даже относительно черкессов или казаков.

    • Насчет градуса, полностью согласен, как раз недавно знакомый звонил и взахлеб об этом рассказывал, правда о шашке 1881г. обр.
      И еще подсказал интересный факт, что в полках была специальная должность (и даже покупался спец. аппарат и проводилось обучение) точильщика и точить шашки мог только он.

    • Уважаемый Задонец! Шашку использовать начал без всяких теорий, чисто проактически. Читая Ваши комментарии вижу, что моё сложившееся от практики мнение находит подтверждение в Ваших обоснованиях. С уважением, Казачок.

  11. Общался в.т.ч. и в период службы в ПВ со старыми кавалеристами и с 70-х, годах со стариками — казаками. Никогда не видал такого хвата и более того, не слыхивал о вращении шашкой на манер китайского У-шу. Она вещь конечно возможно и не плохая, но не имеет реальных ( письменных) подтверждений. Используясь в реальном бою, излишне утомляет бойца. Для конного (основного) боя вообще не пригодна. Хват подтверждается одной простой вещью. А именно. Реальным поражением целей. если таким хватом удобнее разрубить, бутылку, или сноп соломы, тогда я за. А «Кизляром» никогда не резался, хотя согласн что нужн перетачивать.

  12. Нельзя относится к живой традиции как к канону у-шу, вот мастер сказал так оно и есть — наша традиция не совсем еще мертва, чтобы ей закостенеть в общепринятых понятиях формах, она живая. Если в какой-то Кугоейской станице дед назвал этот хват черкесским, поскольку или сам видел или его дед ему рассказывал о боях с разными «башибузуками», то это не означает, что через год тот же дед назовет его не кавказским или шапсугским (в зависимости от того какое у него будет настроение), важно что хваты разного содержания имели место быть. И странно выглядело бы, что во всех случаях «ты внучок шашку держи только так, не по басурмански»… Выложенные хваты для того и выложены, чтобы можно было определяться (договориться) в понятиях.
    Что касаемо вращения шашки на манер китайского у-шу, сказано достаточно, но еще раз — подтверждение того что исполнение воинских танцев с оружием в средневековой Европе имело место быть предостаточно. То что казаки танцевали с шашками (не только запорожцы), но и у нас на Дону — бесчисленное множество (и кино и фото материалов), то что это не вводилось в соревнование… не факт, есть данные, что танцевали с шашкой на бочке — кто кого перетанцует, но введение этого элемента — именно как танца с оружием (а не выполнения комплекса формальных упражнений) обязательно! Особенно при работе с тем же самым оружием. И прежде всего важно в педагогических целях, иначе кого вы собираетесь рубить в реальности? Неужели будем спорить о том что шашка эффективнее АК и проч. в том же духе.
    Неправильно думать (и кто бы мог это представить) что в бою! боец будет размахивать шашкой на «манер у-шу» (однако, танцевать на бруствере окопа под градом пуль, равносильно чтению Библии под градом снарядов — оба случая не рациональны, и убить могли (и убивали), однако имели место быть — наверное с дуру? То же и о джигитовке на глазах врага, который и не стреляет вовсе — зачем они это делали? Какая трата сил. Нельзя судить воинов иной эпохи, линейки не подберете.
    А «кизляр» нужно и перетачивать, а иногда и переделывать, а чаще просто затуплять те самые 100 мм от рукояти, которую чаще и надоть переделывать.

  13. В отношении стариков, когда на них ссылаемся, давайте будем точны. Когда, кто и что сказал. О своем источнике информации могу сказать точно. Мой дед Сазонов Сергей Яковлевич, неоднократный чемпион Западного пограничного округа в конце 20-х годов прошлого века, по военному конному многоборью. Ничего от него не слыхал, ни о вращениях на манер у — шу, ни о затуплении шашки. Хотя работал он именно черкесским клинком. К вопросу о том, кого и когда рубить. Если речь идет о традиции, то достаточно просто взглянуть на такую дисциплину как кен-до, или Йаи — до ( что ближе всего к шашке). Там существует раздел «темаси вари» т.е. разрубание предметов. Думаю спорить не надо, что основа владения шашкой это не вращения и кручения, а грамотное разрубание предметов, причем чем разнообразней и сложней тем лучше. Я уже давно предлагаю сделать, для пешей рубки единые стандарты. Теперь к вопросу, об АК и шашке и об эффективности. В разных условиях по разному. В условиях лицом к лицу, в положении «оружие в походном положении» — на ремне. Любое клинковое оружие будет эффективней. А рамки современной войны практически исключают сидение в окопе. И шашка, а точнее любой клинок будет в этом случае эффективней. Но если мы все же говорим не о войне, а о традиции, т.е. о культуре, то владение шашкой, повышают общую культуру бойца. Это аксиома. Как и владение бичом арканом, кистенем, и.т.д. Потому нужно разделять, общую традицию, которая составляет культуру народа и военно — прикладные виды спорта. Очевидно что человек воспитанный в традиционной воинской культуре, легко освоит и современные военно — прикладные виды спорта и войсковой подготовки.Тот кто в состоянии пройти на коне полевой кросс, не даст слабины и в реальном бою, и в реальном управлении подразделением. Вот почему французы до сих пор прогоняют офицеров ген.штаба через высшую кав.школу, и полевой кросс. Потому что, не все можно оценивать с точки зрения крестьянской практичности.

  14. Еще раз гутарю: состязаний в крутке (официальных) не было! Но, такая необходимость возникла при введении этих «упражнений» сегодня в казачьих школах и кадетских казачьих учреждениях. Основу крутки составляют элементы народного танца с оружием, наличие которого подтверждено всей казачьей культурой (хотя бы посмотри фотографии Болдырева, конца 19 века или кинохронику 1 мировой войны). С традицией все наши взгляды полностью совпадают. Однако, сегодня даже коня по станицам и городкам не найдешь, потому и пеший строй. Есть кони — сам Бог велел состязаться в рубке с коня и джигитовке и скачках и проч. И еще старинное упражнение «развязывания руки» по манере похоже на крутку (правда круги).
    Рубка предметов естественно главное, но приходилось ли вам организовывать соревнования по этому делу? Тогда вопрос об оружии, о детях о ТБ и еще о тысячах мелочей встает в полный рост. Рубить надо и необходимо, и фехтовать, но вопросы по «джигитке» я уже освещал — почему, как и для кого.
    Информаторы по шашке (на память).
    Когда? Полевые записи осуществлялись стационарным методом в указанных станицах и хуторах Ростовской обл. и Краснодарского края. Материалы записей составляют авторский архив и публикуются в «Дикаревских чтениях» -ежегодной научной конференции посвященной изучению этнических культур Северного Кавказа
    1. Бурый Семен Евтихьевич 1908 года рождения, кубанский казак, уроженец станицы Кугоейской.
    2. Синяпкин Михаил Григорьевич, 1918 года рождения, уроженец станицы Егорлыкской, донской казак.
    3. Москавенков Иван Митрофанович, 1912 года рождения, станица Мечетинская.
    и др.

  15. Здорова дневали Казаки!Основнывными отличиями шашки от сабли являются разные типы устройства «гарды»,»подвес» и заточка!Шашка ни когда не затачивалась полностью,затачивался лиш её обоюдо острый боевой конец,это примерно 15 — 20см.Остальной клинок,сведённый в конус служил для отбивов ударов,пята клинка вообще не имела конуса,что и предохраняет пальцы от порезов.Боевым концом шашки прекрасно рубятся и бутылки и лоза,его заточку можно несколько удленнить но не затачивайте до конца,это не правильно,существуют не только крутки и рубка предметов но и подбросы шашки на скаку,перекидки от всадника к всаднику и т.д.Рассматривая шашки обр. 1838г. ( или эксперементальные шашки) того периода можно увидеть клинки без пяты,но не точеные до конча,они действительно могут незначительно травмировать руку современного человека,но не закалённые полевыми работами руки наших предков.По поводу хватов,скажу (это я обсуждал с Поляковым Павлом) фланкировку шашкой делайте ( по статье) черкесским хватом-рука на пяте клинка это более бзопасно и удобно,для разнообразия стоит попробовать фланкировку «за гусёк»,но без зрителей,дабы не вылетела из руки!Рубка — хват обычный.На соревнованиях нужно очень внимательно рассаживать зрителей,подальше от лозы и от предметов для рубки(бутылок) ,а слабо подготовленным Казакам я посоветовал при рубке предметов одевать темляки. С огромным Уважением Василий!

  16. Задонцу. По поводу организации соревнований. Да приходилось организовывать и не раз. Могу поделиться опытом. Что касаемо шашки, то впрограмму соревнований входило, следующее. Дорожка из четырех лозин воткнутых в землю, или на стойках, и бутылка с водой в конце ( пластиковая). Схема для рубки лозы и бутылки следующая. две направо, одна налево, одна направо, бутылка поражается горизонтальным ударом. Все делается бегом, на высокой скорости. Остановка, означает снятие с маршрута. При кажущейся простоте, чисто пройти дорожку очень трудно. Это имитация конной дорожки. Рубка лозы оценивается на чистоту и стиль, удар налево должен быть произведен правильно и лоза должна быть срублена под 45 гр. Вся остальная лоза также, именно срублена, а не сломана. Бутылка должна быть рассечена, горизонтальным ударом, на пять если часть бутылки остается стоять на стойке. Это примитивная схема, для начинающих. Сейчас мы вводим более сложные комбинации, а именно. Рубка на две, три, и четыре стороны, как имитация боя с с двумя, тремя. четырьмя противниками соответственно. Рубка бытылок на подкидывание, рубка яблок и пр. Рубка с оборотом назад, на один удар по команде «противник сзади», рубка направо и на лево, соответственно по команде. Все упражнения выполняются из исходного положения «шашка в ножнах».
    Что, касаемо коней. Коней и коных клубов сейчас очень много. Если кто-то умеет обращаться с конями, то не сложно и не дорого ( дешевле содержания породистой собаки) содержать коня при доме. Я содержу уже четыре года и никаких проблем нет.
    Василию. Все что вы напиисали правильно! Только в отношлении степовой казачьей шашки образца 1881 года. Настоящая черкесская шашка точиться по всей длинне.

  17. Сазонову
    С чего вы это взяли, Что настоящая черкесская шашка так затачивается? Приведите аргументу, народ антиресуется Стандартами и Гостами «настоящей» черкесской шашки? Неужели у них ВСЕ мастера ковали и затачивали их под одну гребенку?
    Или то жа дед рассказывал?

    • Думаю лучше всего будет если я свяжусь, с Феликсом Наковым он написал на эту тему диссертацию. А «степовая так точилась на манер палаша.

      • Добро. Как точилась степовая здесь уже приводилось в нескольких вариантах. Свяжитесь, любопытно что он скажет?

  18. http://www.ruslanka.ru/hist/kavkaz/cherkess.html Вот рекомендовано посмотреть, если найдете что либо с не полной заточкой, то ваша правда. Есть интересный образец со штыковым концом. Общий вывод, в свое основной массе черкесская шашка точилась по всей длине. Поскольку шашка это продолжение ножа, а много мы видели ножей с неполной заточкой? Что касаемо казенного образца 1881 года, для «степовых» войск, то ее заточка позаимствована от прусского палаша. Почему палаш? Россия тогда держала за образец прусскую кавалерию. А та была вооружена палашом.

  19. Там нет и с полной заточкой. Видимо специалисты на это не обращали внимание? Или читать опять Федорова?
    И еще — какова цель такой заточки? Практически зачем точить шашку — рубящее оружие, расчитанное на рубку по всей полосе от самой рукояти? Ножик я понимаю- удобно использовать всю рабочую поверхность для резки овощей, яблок, дынь, арбузов, и всего того для чего нож может использоваться. Что бы сказали «специалисты» если бы происхождение слова шашка было не от черкесского «длинный нож», а от… сошки, например, как когда-то очень аргументированно сказал кто-то из кубанских казаков… Да ладно.
    И все таки — шашка рубит и рубит центром удара — боевым концом, зачем точить нерабочую часть? Ведь и в свалке где якобы можно резать, ружущая часть не начнется у самой рукояти. Какова цель такой кропотливой заточки? Хотя если точилась вообще как указано здесь выше, то вопросов нет, но тогда заточка заточке рознь, а Кизляр точит одинаково по всей полосе — зачем?

    • Думаю что по уставу точили по всей длине за исключением пяты клинка потому, что в бою царит суматоха и не всегда казак попадал по противнику исключительно рубящей частью клинка (кончиком), но и средней частью клинка. Если бы по средине не было бы заточки, то такой удар мог не быть фатален для противника. Или, быть может, Вы имеете в виду нечто другое?

  20. Что касаемо Кизляра, при всем уважении к их достаточно качественной и не дорогой продукции, могу сказать, что там много недочетов. Что касаемо полной заточки, то в пешем бою, полная заточка не только шашки, но и того же «клыча», и карабеллы преследует одну простую цель. А именно. Невозможность блокировки и захвата оружия не вооруженной рукой. Второе, при рубке яблок заметили, что иногда яблоко разрубается, далеко не центром удара. А любой частью клинка. То же думаю и в сабле и в шашке, полная заточка расчитана на удар из любого положения. «Степовая» же шашка, это прежде всего оружие конного бойца.

  21. Все равно не пойму, где конкретно на приведенном сайте указывается, что черкесская шашка затачивается по все длине.

  22. Я то же этого не нашел. А вообще то кто фехтовал или рубился шашками — неужели может закрасться мысль такого перехвата? То есть схватить рукой за лезвие шашки? Как это возможно? Есть разные перехваты, но вот именно такой, который наверное исполняется в латной перчатке?))) Не думаю. Если шашка обнажалась (как оружие опережающего удара) и прежде всего удара, а не подреза, то как во время этого удара возможен перехват? Зачем точить шашку по всей полосе??? А именно, повторяю, зачем точить те 100 мм полосы от рукояти?

  23. http://www.simvolika.org/project07.htm Вот здесь посмотрите чертеж шашки. Там и поперечный разрез есть. И покажите источник, где указано, что шашка не заточена по всей длине. Смысл спорить до упора? На Ю — Тубе есть видео материалы по черкесскому оружию и там все экземпляры с полной заточкой. Кстати тот образец шашки «Для степовых войск образца 1881 года», на который молятся современные казаки, не доработанная до конца, сырая модель. Т.е. на нее вообще нельзя ссылаться. Т.е. и хват «черкесский» ерунда полная.
    Посмотреть на черкесские шашки с полной заточкой и на правильный хват, можно здесь http://www.youtube.com/watch?v=_uvJyEhdkb8

    http://www.youtube.com/watch?v=bFCA_Mq5xD8 Если вопросы есть по сути то давайте обсуждать, а не предполагать.

  24. Сложно спорить с той категоричностью, которая здесь представлена. Чтобы говорить о хвате «черкесский» вам видимо необходимо прочитать все с самого начала. Ведь сказано что эти хваты имеют различной функциональное предназначение, ведь уже говорилось что так лекго рубить, а этак колоть, а вот так крутить, или обратным хватом то же надо рубить? О чем вы спорите.
    Теперь по чертежу там есть разрезы А-Б и В-Г вы считаете что они идентичны? Где сказано что угол заточки полосы на разрезе А-Б равен углу заточки на разрезе В-Г? Тем более это уставной образец — это не черкесская шашка. Интересно, что в конце 19 века кубанские казаки портили шашки «неумелой домашней заточкой», почему? Значит точили так как хотели? Зачем говорить тогда о некоем госте и стандарте? Есть общепринятые вещи, кто-то использует их в своей практике и делиться своим мнением, зачем же такая категоричность? Традиция не умещается в шляпе стандарта.

    • Там вообще ничего не указано про угол заточки, и исходя из знаний машиностроительных чертежей начала 20 века, это чертеж и разрезы клинка без заточки.

  25. Сазонову.
    Посмотрел ролик. Как бы это объяснить, Наков не является общепризнанным авторитетом, это не Господь Бог. Мнение и техника Накова это мнение накова. Пусть лучше порубят держаки для лопат, или мешки набитые соломой, или пустые пластиковые бутылки. Вот здесь и будет истина. Тем более смотри хват первый и читай что к нему написано — он не назван ни черкесским ни казачьим ни чукотским — как вы думаете почему?

  26. Уважаемый Задонец. Мы начали с того что, «черкесский хват» обозначенный в статье, как «черкесский» на самом деле таковым не является. Это вам может подтвердить и сам Феликс Русланович. Вопрос. Если сами черкесы не считают такой хват своим, то откуда казаки рожденные в начале 20 века, могли знать, как черкесы держат шашку? Тем более что с момента окончания Кавказкой войны, шашек в открытом обороте у черекес не было. Они были запрещены. А это фактически середина 19 века. Предположим что, они знали это от дедов. Тогда легко предположить что, за 60 — 70 лет информация исказилась. А реально этот хват взялся вот откуда. Известно простое правило. Предмет диктует стиль. Я когда стал пробывать ( лет пять назад) крутить шашку, сам своим умом дошел до того, что удобнее ее держать, при вращениях, именно тем хватом, который вы изволили называть «черкесским». Более того, такой хват мне показал потом, один из каскадеров. Имея за плечами двадцатилетний опыт работы с традиционным японским оружием ( нунчаку в частности) я знал, что вращения имеют смысл тогда, когда из него можно выйти на удар. Все остальное это цирк. Получилось, что из «каскадерского» хвата, на удар выйти нельзя. И это легко доказать. Следовательно это еще одно из доказательств того, что данный хват не «черкесский». Возможно шашками и вращали танцуя на бочках, но к настоящему черкесскому хвату, который демонстрирует Феликс Русланович, это не имеет никакого отношения.
    Резюмирую.
    Приведенный в изображении в статье, хват шашки, обозначенный как «черкесский»не имеет никакого отношения к черкесам и черкесской шашке, по следующим причинам.
    1. Сами черкесы не знают такого хвата и не признают его своим.
    2. Сам хват не имеет боевого назначения, и черкесы не были замечены во вращениях на манер у-шу, и плясках с прокруткой шашки.
    3. Сама прокрутка шашки в том виде в котором мы ее знаем сейчас, не зафиксирована ни одним достоверным источником ( Устав, наставление, фото) и появилась в каскадерской и артистической среде, являясь прямым заимствованием из китайских стилей вращения мечом. В самом Китае эти стили не считаются боевыми, а относятся более к цирковому искусству, а не к прикладным боевым стилям.

    Вывод. Хват обозначенный в статье, как «черкесский» таковым не является, поскольку не имеет боевого значения, а в инных значениях черкесами никогда не использовался.

    • Ага, про достоверные источники, помнится мне Сазонов, на ВС года 2-3 назад вы утверждали, что шашкой фехтовать нельзя и казаки никогда не фехтовали.

  27. Сазонов, хватит тут самоудверждаться, мазанулся, что свяжешься с Наковым, давай, ждем. А то мы можешь и сами у Феликса Руслановича спросить.

  28. Сазонову. Вот здесь самое смешное, не хочется повторяться и говорить одно и то же. Поэтому о хвате( практическом использовании) опустим, как видно о заточке то же. Что касаемо хвата который здесь именуется «черкесским» — это не сайт посвященный черкесскому владению шашкой, судя по вашим данным, которым они не занимались со второй половины 19 века… Это сайт посвящен владению шашкой, которое существует в настоящее время — а ведь и казакам то же нельзя было иметь оружие с известного времени… И что же — все забыто напрочь?! Или вы что-то путаете? Здесь не идет речь также о реконструкции, какой смысл реконструировать то что еще не умерло окончательно. Что касается крутки — то я как вас понял все это переняли артисты работающие с китайским мечом? И те кого снимали кадры в первую мировую (я еще раз говорю о танце с оружием) и те кто танцует с шашкой на фото Болдырева и те кто снимался в фильме Герасимова «Тихий Дон» — все это техника китайского меча??? Я конечно не знаком с китайским мечом, только в кино и видел — но вы считаете что это одно и то же?
    Кажется видел ролик современной лезгинки с шашкой, там черкес «пародирует» казачью крутку, ссылку не даю набрел случайно. Но поискать можно «танец с шашкой».
    И еще. Почему у нас должно совпадать с черкесами владение шашкой? Реконструкции Накова красиво и замечательно, но это ЕГО реконструкции. У нас можно проще — бери устав и вперед — работай, а если не нравится хват- нумеруйте их — если конечно вам придется преподавать кому-нибудь шашечное дело, и вперед. Без классификации не обойдетесь. Звучало хват «черкесский», что спорить? Не было у черкессов, а что у них было такое же как у казаков? Или черкессы Величайшие войны? Напомнить вам Бакланова? Я их то же уважаю, но позвольте, не до такой же степени, у нас, слава Богу, была то же воинская культура, ничем не хуже и не лучше, может для кого-то и хуже, но она своя, думаю о которой знает и Наков.

  29. Задонцу. Мы ушли в сторону. Речь шла, о «черкесском хвате». И не более. Я не считаю, воинскую культуру черкесов, выше казачьей, поскольку как я уже писал, шашка к ношению у черкес, в массовом порядке была запрещена после их поражения в Кавказской войне. Факт общеизвестный. Потому напомню весь спор у нас, только вокруг «черкесского хвата». И не более. И убеждать меня ни в чем не надо. В беседе с Феликсом Руслановичем, я сказал ему ровно то, что вы здесь написали. У казаков воинская традиция практически не прерывалась. Пускай в массовом порядке она и закончилась, но на уровне родовой культуры и в кав. подразделениях она оставалась довольно долго. Но именно, как кав. оружие.
    Что касаемо крутки. Если не сложно то дайте ссылку на фото. Что касаемо фильма Герасимова, то на сколь я помню, там танец с шашкой, но не вращение шашки в ее современном по детальном плане. Возможно этои было, но то, что я вижу сейчас очень похоже на цирковое у-шу.
    По поводу фехтования шашками. Несомненно фехтовальные приемы, подробно описаны в уставе «Строевой казачьей службы» правда обучение шло с эспадронами. И если сведующие специалисты, напомнят мне о соревнованиях по фехтованию шашками, то я буду рад.
    О звонке Накову. Набирал в момент написания поста, не доступен. Как дозвонюсь сразу напишу. Но из предыдущих бесед, помню, что он говорил именно о полной заточке. И именно такие клинки мы предполагаем заказать через его людей.
    А фобий к черкесам я бы не испытывал. Я встречался с людьми из его группы, отличные люди, близкие по духу, обычаям и культуре. В отличие от многих современных псевдоказаков, общающихся на наречии российского быдла и не знающих, элементарных казачьих обычаев. Например уважения к старшим.

  30. Забыл добавить по черкесам. Запрет касался простых черкесов. В дворянских семьях, традиционным оружием пользовались, как и раньше. Оттуда Феликс Наков я так понимаю и взял методику подготовки.

  31. Что касаемо крутки, для начала прочитай ВНИМАТЕЛЬНО Устав: Отдел IV. Фехтование, параграфы 224-230.

    Процитирую параграф 229
    Для того чтобы горизонтальные или боковые производились непрерывно, командуется «горизонтальные круги слева направо»…, или «боковые круги влева и вправо» — «НАЧИНАЙ»…

  32. Дозвонился, Феликсу Руслановичу. Ответ в общем-то ожидаемый. Шашки точились по всей длине, причем к рукояти угол увеличивался! Зачем это уже нужно думать. Но я считаю, для того чтобы исключить возможность захвата клинка у рукояти. Фехтования, т.е. поединков на черкесских шашках, не было. Хотя элементы защиты, были. Равно, как и у казаков.
    Что касаемо «кругов», то это и сейчас один из основных приемов обучения рубки шашкой. Только хват, там ( и в Уставе) не «псевдочеркесский», а настоящий, казачий, Уставной. И вращения идут не в кисти, а в плече. Впрочем все практические вещи нужно рассказывать и показывать, только наглядно. Что и предлагаю сделать владельцам «Дикого Поля». Т.е. провести совместный семинар.

  33. Да … читать ты не умеешь… в Уставе четко указано :

    параграф 228

    …Как горизонтальные, так и боковые круги описываются непременно движинием лишь одной кисти, причем рука должна быть, по возможности, неподвижна…

    Я на квалерист.ру писал, и здесь повторяюсь, данным вопросом занимался профессионал-историк, имеющий достаточно обширную базу из информатов и писменных источников. Советую тебе Сазонов для начала, полностью и вдумчиво изучить Устав казачьей строевой службы.
    А потом уже пускаться в пространные дискусии о хватах и т. д. и т. п.

    Конкретно по хвату, если старики называли его «черкесский», то для нас он и есть «черкесский». А уж от чего возникло такое название, от черкесов или еще от чего, то это другой вопрос.

  34. Не было такого хвата у черкес никогда. И никогда устав не рекомендовал такого хвата.

  35. Сусар, а вы сами читали Устав? И главное сами делали то, что описано, там в разделе «Фехтование»? Читайте внимательно, при неподвижной руке, круговые движения кисти, вправо и влево, причем хват, показан, никакой не «псевдочеркесский» а самый что ни на есть уставной, большим пальцем сверху. И движение на современные «крутки» не похожи никак! Это а просто фехтовальные движения! Причем перенятые из фехтования на эспадронах! Просто технику боя на саблях, (эспадронах) решили приспособить к шашке. От чего потом, кстати полностью отказались!

  36. Из записей экспедиции Ростовского краеведческого музея в Вешенский район (записывал Черницын С.В.) Во время проводов ходил в присядку и крутил двумя шашками. По поводу крутки. Довольно часто информанты рассказывали о том, что их отец (или дед) умели крутить шашкой.
    Для сравнения. По записям Б.Н. Горбунова: во время палочных боев устраивали соревнования кто лучше и красивее покрутит палкой (см. исследования Горбунова).
    Танцы со оружием известны повсеместно по всему войску Донскому.
    И еще. Способы подготовки черкессов и казаков несколько отличались, если не сказать более чем. Да, на казаков оказал влияние устав, но и на устав как известно оказало боевое искусство казаков.
    По заточке — а что мы говорили, то и Наков сказал, она затачивалась не одинаково по всей длине. Я говорил что она не затачивалась последние 100 мм (10 см), по поводу перехвата — учитесь фехтовать, тогда скажете насколько возможно перехватить шашку в бою, это не кино.
    По поводу фехтования. При обучении фехтовать шашками
    глупо использовать собственную морду без маски и шашку без защиты руки — поколечите обучаемых, и не научите. В детстве все фехтовали деревянными шашками (саблями, мечами) — синяки были. На Дону среди детей известны игры в шашки (Цимлянский р-н), с правилами и проч.
    Нельзя быть категоричным ни в чем, мой вам совет.
    Развязка руки — подготовка для удара, как и вымахивание, однако, в современных условиях мы используем крутку как элемент танца с оружием — из практических целей не может крутить, значит не умеет фехтовать и рубить. Проверено опытом. Шашки иногда на соревнованиях в неумелых руках могут вылетать и кружа проносится над головами зрителей. Поэтому у нас введен квалификационный зачет.
    Если вы занимались нунчаками, и видели работу китайских мастеров — то мой вам совет, идите в магазин и смотрите на их работу — ни в одном пособии по японскому и китайскому мечу нет того, то что можно назвать круткой. (думается восьмерки крутили все от Лондона до Пекина), однако вот друг прислал книгу Шаолинского меча из Италии, там ничего нет похожего на то чем мы занимались. Кстати, в Европе бесчисленное множество крутки трости и оружия можно увидеть, и думаю розовый плащ там появился без влияния Пекина и Токио.
    Что не совсем заметно по тому что демонстрируют джигиты Накова.

  37. Читал и делал, как по вашему назвать то, что описано в параграфе 227?

  38. По Феликсу Накову. Все кто видел его, в.т.ч. и спецы, высокого уровня, говорят об убедительности его работы. Что касаемо нунчак, то в боевой практике нет ничего более вредного нежели их вращение. И учился я нунчакам не по книжкам, и по фильмам, а у мастеров японской школы.
    О заточке. Напомню слова Феликса Руслановича. У черкесской шашки, заточка к рукояти острее, нежели на рабочей боевой части.
    Фехтование шашками в последствии из Уставов были изъяты, и практика обучению фехтованию шашкой тоже.
    Мы опираемся не на Устав, а на следующий документ «ОБУЧЕНІЕ РУБКЕ и УКОЛАМЪ
    Пособіе для офицеровъ Главной фехтовально-гимнастической школы.

    Составилъ А. И. Грековъ.

    С.-ПЕТЕРБУРГЪ.

    Женская Тип. Т-ва „Печ. Станка», ул. Глинки, 6. 1912 г.»

    На мой взгляд документ исчерпывающий и весьма полезный.
    Возвращаясь к фехтованию скажу следующее, вы сами ответили почему шашкой нельзя фехтовать. Потому что, страдают руки. Отсутствие гарды, на шашке красноречивей всяких слов. Фехтовальные приемы, делать можно, отбивы и.т.д. а вот проводить поединки а-ля сабля нет. Почему? Проще взять саблю. Тем более у нас природных донцов ( коренных) есть свой вид нац. оружия, помимо шашки. Это всем известный клыч ( или килич, как будет правильней на нашем коренном наречии), клыч, практически аналогичен «венгерке» или «карабелле» или же они близкие родственники. Вот этими саблями можно фехтовать. И в Польше опять же есть школа Заблотского, где все это, как и у Накова, выглядит не по цирковому, а вполне реально.
    Кстати 9 января, будем проводить у себя в Сергиевом Посаде, очередной семинар. Обещаю видео. Посмотрим, обсудим.
    С другой стороны я не призываю вас, делать что-то иное нежели то, что вы делаете. Сейчас масса казаков занимается по своим методикам. Я думаю всех рассудит, лоза, глина, бутылки, и прочие цели. Удачи. Хотелось бы увидеть видео по вашей работе. Я имею ввиду не крутки, это не интересно, а по рубке и перемещениям.
    Против танцев с шашкой не имею ничего против. Только это не моя тема.

  39. У нас природных донцов усе делается так, как это делалось и делается в самой традиции, мы ведь тоже никого ни к чему не призываем, наше дело воспитывать и растить, а не заниматься реконструкциями. Наша то традиция здесь на Дону, а у черкессов своя традиция. Главное что сказал и показал Наков — что у черкессов была такая традиция и ее они хотят развивать через путь наездничества. И все. Что касаемо технических вещей, то что то интересно в смысле попробовать, а что то нет. И шашки наши тяжелее. И где здесь было написано — что «черкесский» хват называется так, потому что он был у черкессов — глупость, вы не умеете читать!
    Фехтовать шашкой можно и нужно, читайте пожалуйста внимательно то, что вам пишут, а то как то игра в одни ворота. Сабля польска и клыч может и проще взять, но дело не в этом, шашкой нужно и можно фехтовать — ведь бой скоротечен, а мы его проводим далеко не по правилам спортивной сабли или польского исторического фехтования. Но это уже другая история, и как видно это тоже не ваша тема. Как и крутка, и заточка — если вы написали слова Накова правильно, то прочитайте еще раз — это глупость, не позорьте Накова — не мог он сказать что в черкесской шашке заточка острее к рукоятки чем на боевом конце, а если это так, то или вы чего то не понимаете, или Наков путает. В конце концов говорите тогда от себя не прикрываясь черкесскими авторитетами. А что говорят спецы высокого уровня? Перечислите их, где они живут на Присуде, вот с ними мы и пообщаемся, и совместный семинар проведем, хотя смысл? Надо не семинарить а состязаться, нарабатывать техническую базу, отрабатывать судейство, а не писать невесть чего. Там на кавалеристе.ру вас могёт и поддержуть, а здесь вы не правы в главном — вы навязываете свое мнение тем кто его читает, и вместо того чтобы взять в руки шашку человек будет до-о-олго размышлять, а кто прав, а кто лучше, где этот гуру. Понимаете, чье кунфу лучше мы прошли лет десять назад, это детский сад, никакого отношения к традиции не имеющий — у каждого казака своя башка на плечах, чего не могу — все могу! И этот сайт создавался с целью одной — помочь казакам овладеть искусством предков. А кто умееть ради Бога, весной в Старочеркасске на шермиции приезжайте и участвуйте, все для вас с большим удовольствием. Вот там и можно будет спорить, хвататься за гуськи, эфесы, рукоятки, головы соколов, имитации костяных головок — и т.д. Спорить и вершить надоть наяву. Тет-а-тет, так сказать не прикрываясь портретами ВЕликих мастеров, нам до них дела нет, потому главное сейчас не это.

  40. Я ужек начинаю улыбаться. «Наша шашка» — наша шашка появилась в 1881 году, дорабатывалась и доводилась до ума и так ее на самом деле до ума не довели. Если «говорить» действительно о природных донцах, а не о переселенцах царских времен, то родовое оружие присутствовало в виде присно памятных клычей и черкесских шашек.
    Насчет «вершить, наяву» мы согласны. Огласите правила, и условия соревнований по рубке. То что, мы делаем, я отписал, то что, делаете вы я так и не уяснил. «Верчение» не в счет.
    Думаю, что читая наши рассказы, разумный человек, возьмет в руки шашку и попробует, что удобнее и что, лучше. Вот и все. Пусть как говорится расцветает сто цветов.
    Спецов по шашке я на Присуде не встречал. Если подскажете то обязательно встречусь. Общался в основном в Лыткарино, Московской области ( самый казачий регион). В кузнице чемпионов, по казачьим боевым искусствам, так сказать. Фамилии называть не буду не корректно. Общался также и с московскими каскадерами — джигитами. Мнение о Накове тоже весьма положительное.
    Ну давайте заканчивать. Ждем от вас программу соревнований. И приедем не вопрос.

  41. Теперь смеюсь я, Вызов донцам живущим на Присуде, которых обвинили в том, что они не владеют холодным оружием, прямо перчатку в лицо — Положение будет вывешено к марту месяцу, может быть раньше.
    Заявки будут приниматься по адреу Федерации — для желающих ПРОСИМ: заявки подавать заранее, так как придется решать оргвопросы, ориентировочно это начало мая Георгия Победоносец (плюс минус неделя).

  42. А чего смеяться? Я достаточно хорошо знаю верхнедонье, о том, что есть хорошие конники и те кто владеют шашкой, слыхал только. Это казаки хутора Песчаный района Серафимовича. Более не видал. Что касаемо конной культуры, традиционного конного снаряжения ( что есть у всех нормальных народов) то вообще не видал ни разу. Если и встречал то только по частям.
    если вам интересно мое мнение, то конной и воинской культуры в ее массовом народном виде, пока нет. Если что и осталось, то на уровне энтузиастов, и на уровне родовой культуры. А на уровне родовой культуры, абсолютно все равно где вы живете. Главное что род сохранил. А без рода, казака и тем более донца нет.
    Кстати я буду искренне рад, если на Присуде найдутся настоящие конники и джигиты ( это вообще-то слово казачьего происхождения, а не кавказского) и нам будет чему поучиться и в конном деле и во владении шашкой.

  43. Здарово дневали Казаки!Получил отценку нашего спора у эксперта по холодному оружию Президентского Полка.Кавказские шашки точились полностью от боевого конца до рукояти,но это были не Казачьи а именно Кавказские шашки,которые использовали не Казаки а сами кавказские воины.Ещё они отличались от Казачьих шашек своей кривизной клинка,походили больше на сабельные клинки.Здесь всё дело в различной технике использования оружия,Казаки шашки крутили,каждый Казачий Род обладал своим финтом в боевом использовании оружия ( будь то перехват из правой руки в левую и нанесение удара левой рукой и т. д.),а главное Казаки шашкой именно РУБИЛИ!Кавказские же воины своими шашками резали!Поэтому и различная кривизна и заточка,не даром Казачьи шашки назывались кавказского ОБРАЗЦА .Хотя в этом вопросе даже сам Царь Батюшка не мог навести порядок,оружие Казаков всегда отличалось «существенным разнообразием».Сергей к вам просьба есле можете пришлите пожалуйста официальное приглашение на ваш семинар на сайт Кавалерийского почётного экскорта Президентского Полка,на имя Полякова Павла,постараемся к вам подъехать,поделимся опытом!С огромным уважением Василий!

  44. Привет казакам! Василий, подскажи, где приобрести правильную шашку для занятий, я полностью согласен с тем, что ты здесь о шашке говорил, какая она должна быть и как ее держать. Но где взять такую шашку (с правильной рукоятью, центром тяжести, заточкой)? Нужно несколько экземпляров (4-6). Я живу в Омске.

  45. Здарово ночевали Казаки!Поздравляю всех с новым годом и рождеством!Вадим,я советую вам очень сильно не заморачиваться с преобретением «правильных» шашек,для примера Президентский Полк вооружён двумя видами оружия, это номерные шашки послевоенного времени ( 50-е годы) и обычные «Волгоградки»(новодел).»Волгоградские»шашки нужно выбирать по удобству рукояти,есть «Степовые» с утолщённой рукоятью и «Царитцинские»с более тонкой рукояткой, это зависит от кисти занимающегося,цена «Волгоградки» около 6000р.Имейте ввиду,что шашки не точёные,есле вы только начинаете заниматься фланкировкой это может быть и хорошо (менее травмоопастно), но для рубки предметов их надо затачивать.Кстати в некоторых Казачьих лавках есть услуги по заточке шашек до состояния «лезвия бритвы».Ещё есть антиквариат,цены которого более чем «кусаются» (от 80 000р),ими фланкировать можно но рубить жалко,им самое место на стене,в масле и в почётном углу!С огромным уважением Василий!

  46. Большое спасибо за науку! Для Донбасса, где полузабыты традиции казачества, этому материалу цены нет. А ведь именно территория нынешнего Донбасса — прародина тысячелетней итории казачества.

  47. Василий. Ошибка в ваших рассуждениях. Казаки также шашкой резали. Было и выражение такое «подрезать». Рубили кавалеристы драгунской шашкой с гардой. И еще для науки вашему эксперту. Не точенная по всей длине шашка появилась только в 1881 году. Уставная шашка только в 1845 году, а шашками казаки пользовались с конца 18 века, о чем убедительно свидетельствует изображение атамана Ефремова.
    Кстати об отличии именно казачьего стиля, владения шашкой пишет хорошо Венков в своей книге «Атаман Краснов и Донская армия», он как раз приводит пример, что рубили с коня именно иногородние, которые служили в драгунах, а казаки использовали режущий удар. стр. 235.

  48. Уведомление: Зачет по категории – словесность (видеофрагмент). «·

  49. от про хваты — в кныжці, шо рэдактор Буденный, «Кинне Дило» , намальованый тилькы «европейськый хват». вин шо, лэгший?

    • Это уставной хват. И видимо для обучения правильной рубке с точки зрения военных специалистов тогдашнего времени самый простой

  50. Споров много по любому предмету. Я конечно не казак, а бывший военный, оружием, в т.ч. и холодным интересуюсь с детства. В 1982 году один сослуживец принес половину шашки с рукоятью и попросил сделать из нее охотничий нож. Жалко было портить, но вещь была его. Оставшийся кусок он отдавал мне. Я сделал, получился очень красивый нож, народ облизывался глядя на него. Так вот эта шашка от рукояти около трех сантиметров не заточена, дальше шла заточка под угол примерно равный зубилу. Только у зубила она прямая, а эта бочонок спущенный на нет. Держал и еще несколько шашек, всё того же образца (предложенного Горловым) , и все они имели такую же заточку. Закалка не такая уж и крепкая, напильником точится свободно. Пробовал рубить серединой гвозди, следов нет. Правильно, при такой крутой заточке их и не должно быть.

  51. Уведомление: Работа с шашкой. Хват. |·

  52. здорова дневали. о чем спор? я прожив половину жизни в адыгее могу уверенно говорить что во первых боевая заточка шашки, не важно кавказской или степовой или еще какой, была только на конце лезвия по длине 25-27 см или 1/3 части лезвия клинка под углом 30 градусов к острию клинка угол плавно переходил до 25 градусов. средняя треть клинка затачивается под углом 45 градусов но не до конца ( без острия) треть клинка возле рукояти под углом 60 градусов и тоже не до острия. шашка не сабля и по всей длине никогда не затачивалась. закалка клинка также была не равномерной а по третям длины. рабочая треть или первая от острия клинка сильная закалка. средняя треть умеренная и треть возле рукояти слабая закалка. разговор о том что затачивается вся длинна кавказского клинка полный бред. в этом нет необходимости ни конструктивно ни нет нужды в боевом применении. почитайте историю возникновения шашки как орудия и как она стала холодным оружием..насчет хвата спор вообще ни о чем- в какой местности как хотели так хват и называли. я хоть и родился в советское время но успел застать тех самых настоящих казаков которых так стремились уничтожить коммунисты. и лично был знаком и шашку дед давал в руках подержать и работу с ней показывал и рассказывал что и как..

  53. для сазонова- подрезать значить нанести короткий удар. ежели господин слабо ориентируется то и не стоит баламутить народ.

  54. Очень интересная дискуссия. уважаемые казаки, В чем разница между степовой и другими шашками. Что такое «степовая»?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s