Участие казаков в календарных праздниках: от Святок до Покрова.

Непосредственное восприятие ежегодно повторяющихся сезонных изменений оказывает магическое воздействие на человека, формирует в его сознании образ кругового движения. Представление о вечно умирающей и воскрешающей Вселенной, ежегодно обновляющей свои природные силы, находится у истоков всякого представления о цикличности времени. Земледелие на рассматриваемой территории было известно во времена Хазарского каганата. Л. Гумилев связывает появление винограда у казаков с привнесением его хазарами-христианами с предгорий Кавказа.

Но затем, видимо, под влиянием половецких кочевников земледелие пришло в упадок, а местное население с левого берега Дона мигрировала в Киевскую Русь, а на правом берегу Дона в байрачных лесах занималась скотоводством, охотой, рыболовством и военным промыслом. Земледельческий календарь утвердился на Дону окончательно в XVIII в., он вобрал в себя как христианскую православную и бытовую восточнославянскую земледельческую символику, наделив дополнительными смыслами семейную и общественную жизнь, разные виды сельскохозяйственного и ремесленного труда. Как отмечает М. Элиаде, литургическое календарное время протекает в замкнутом круге: это классическое время космического Года, освещенное деяниями Богов. А поскольку самым грандиозным деянием божьим было Сотворение Мира, ознаменование космогонии играет важную роль во многих религиях. Новый год это первый день Творения. Год – временное выражение Космического цикла. И когда проходит год, говорят: «Прошел Мир». На Дону, если хотят повременить, говорят: «С годом», значит «со временем». Каждый Год воспроизводит Космогонию. В свою очередь, годовой цикл лишь воспроизводит свой космический прототип: суточный цикл.
В Рождество старики разными компаниями, не исключая и лучших старшин, ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно от войскового атамана. Сам атаман приставал в компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям города. Во всяком доме пели они «Христос рождается», за что хозяин обязан был заплатить им. Собранные таким образом деньги отдавались на собор, другие покупали на них мед для бесед своих(1).
Этот обряд XVII-XVIII века, отличается от начала ХХ в. тем, что рождествовляли по утрам мальчики, а вечером на Рождество было принято по родственникам носить кутью. С Рождества наступают Страшные вечера, когда силы хаоса буйствуют по земле в виде разного рода нечистой силы. Бог отворяет ворота, как при рождении человека, растворяются, размыкаются все узлы, двери, замки. На этот свет являются души умерших предков – своих и чужих. Необходимо внести порядок в общину и сделать это могли только мужчины. Обходчики, обходя куреня или хаты, приносили в каждую семью весть о зарождавшемся мировом порядке, они же могли символизировать приход душ умерших с того света. Поэтому празднование Рождества начиналось с поминовения предков за вечерней трапезой. «Поминовение усопших в разных формах есть один из постоянных элементов аграрных обрядовых празднеств.… До появления первой звезды не едят ничего, а затем садятся за стол. Торжественная трапеза в этот день одновременно является обедом и ужином. Одно из непременных блюд этой трапезы – кутья. Иногда и сам праздник назывался кутьей». По улицам наравне с «рождествовальщиками» ходили и ряженные. Выворачивая тулупы наизнанку, они подстерегали колядовщиков возле мостов и, нападая, отбирали наколядованое. От того случались потасовки. Агон врывается в погруженное в хаос культурное пространство с целью одержать победу над силами Тьмы и Мрака. По замечанию Ю. Карпова, характерной деталью оформления актов насилия, совершавшихся членами мужских союзов по отношению к посторонним, было использование специальных масок и костюмов, придававших их обладателям устрашающий вид и делавших неузнаваемыми .
Подобный вид в кубанских станицах имел Коляда, в вывернутой наизнанку шубе, со звериной маской на лице, с ухватом и палкой в руках . По записям Н. Велецкой, в среде заволжских старообрядцев существовал особый вид святочного ряженья – «кулашники». Там по вечерам на святках ходили по деревне группы парней (прежде – мужиков). Один из них – «смерть» – был облачен в белое одеяние наподобие савана и ходил с «косой», символом смерти и основным атрибутом маски ее. Другой носил мешок, набитый соломой со смерзшимся навозом на дне: удар его опрокидывал встречных прохожих (столкновения с «кулашниками» всячески избегали) .
У горцев Кавказа, «в памяти народной сохранились рассказы о том, как бахтачияры при нападении придавали себе устрашающий вид – надевали на голову рога, выворачивали шубы мехом наружу, привязывали к меху колокольчики, чтобы производить больше шума. В таком виде они шли на дорогу и отбирали от проезжих скот, зерно и другие продукты» .
В святочные дни отмечалось три праздника: память Рождество Христово, Василия Великого и Крещение Господне. На Новый год мужчины посевали, с утра обходя дворы. В песнях отмечается символика центра: горы, дерева, церкви, шатра. Так, пели:
«С этого древа да строилась церковь,
Радуется небо и земля,
А в этой церкви три гроба стояли,
Как во первом гробе Рождество Христово,
Во втором гробе Василий Великий,
В третьем гробе Иоанн Креститель» .
Само посевание связывалось с тем, что так де делал Святой Василий. В Задонье в вечер на Василия ходили петь «маланьицы» женщины. На следующий день мужчины говорили женщинам: «Все, кончилось ваше время!». Мужчины пели «щедровки» военного содержания:
Семьсот казачков под одним колпачком,
Ходили, блудили, они приблудились,
К белому шатру.
Шатровая девочка сидит под окошечком,
Подушечку шьет, подковочку льет.
Свят вечер, кого величать? Ивана.
Наш Иван у люлечки качается,
Его матушка убивается:
Не служи королю, служи богу-царю.
Бог тебе даст коня вороного
Ступчатого, переступчатого.
Лисью шапку и кожаные сапоги .
Обходчики приносили в дома идею образования священного центра, а поскольку они олицетворяли собой предков, то и в величальных песнях звучали заветы, кому служить и почему. В ст. Старочеркасской уточнялось:
«Как и царь-государь пожалует тебе
Коня с седлом, с золотой уздой…
А на што тебе коня, да на што добра?
На службу итить, царю Белому служить…
Царю Белому служить, татар воевать,
Языка доставать, да к царю отсылать…» .
Можно отметить и саму идею служения Богу-царю, которая впоследствии совпала с Белым царем, ассоциировавшимся с московским царем. Часто исследователи пишут о изначальном монархизме донцов. Но данные тексты щедровок и отношение казаков-некрасовцев к царской власти заставляют усомниться в этом положении. Подобное могло возникнуть и устояться в сословный период казачества, в рыцарскую эпоху казаков служение Богу, царю небесному однозначно просматривается в ментальности донских казаков. Так, «Повесть об Азовском осадном сидении» называет их «люди божии, слуги царя небесного, никем по пустыням не руководимые, никем не посланные!» Рыцарское служение Православию, Богу-царю небесному, Богородице, являлось основой рыцарственности казачества.
На протяжении всего священного времени (Святок) следует исполнение ритуальных песен – магических заклинаний, которые свидетельствуют о причастности человека к Космосу. Вторжение Хаоса символически обозначается бесчинством ряженых, которые приобретают обличие образов иного мира (антимира). Внешний облик ряженых и их поведение исходит из принципа «наоборот», нарушающего все нормы. Тот мир изнаночный, поэтому они себя так и ведут. Хулиганство и глумления воспроизводят агрессивность и разрушительность активизированной хаотической стихии. Расхаживая по дворам, ряженые стремятся преодолеть порог дома, его защитную границу, требуют подарков. Поэтому и колядки звучат угрожающе и требовательно. В колядках присутствуют мотивы прихода издалека, с преодолением водной преграды, содержатся угрозы скупым хозяевам.
«Коляд, коляд, колядын, я у батьки одын.
По колено кожушок – дай тетка пирожок.
Не дашь пирожок, возьму кобылу за чупрыну,
И поведу на могилу, а с могилы на толчок,
Дай тетка пирожок».
В колядках угрозы содержат в себе воспоминания о языческом жертвоприношении и установлении сакрального центра мира, которым являлись могилы предков.
«На новый год
Осиновый гроб,
Кол да могилу,
Ободрану кобылу».
Завершало святочный обрядовый комплекс Крещение, которое звалось на Дону Богоявлением, Водосвятием или Иордань. Следует сказать, что в Запорожской Сечи Водосвятие отличалось особой торжественностью. Сечь в полном составе, с артиллерией, выходила на Днепр, где на льду правилась служба. При погружении креста в воду давали каждый раз сильные залпы из всех пушек и ружей .
Вечер накануне Крещения назывался крещенский сочельник, не ели до первой звезды. В этот вечер был неистовый разгул нечистой силы, поэтому хозяин дома предпринимал ряд охранительных мер, чтобы обезопасить жилище. Во время вечери, он подходил к дверям и громовым голосом звал: «Мороз, мороз, приходи до нас вечерять! Да не морозь гусят, утят, поросят!» После вечери он в вывернутом на изнанку тулупе, выходил на улицу и ставил над окнами дома кресты, читая молитву «Во Иордане крещающася».
На следующий день утром все собирались на Иордань на службу, которая проходила на реке. Мужчины рубили во льду полынью в виде креста, причем сам крест поднимался и ставился рядом с «купелью», он обливался свекличным отваром и становился красного цвета. Затем, когда батюшка окунал крест в воду, мужчины выпускали голубей, заканчивался праздник ликованием со стрельбой, отгоняющей нечистую силу от общины. Вечером на место полыньи приходила молодежь и устраивала кулачный бой за Иордань.

От Святок до Масленицы проходили кулачные бои. На день весеннего равноденствия, когда ночь почти равна дню, приходились масленичные торжества. У казаков, воинов по природе, Масленица изначально не играла роли земледельческого праздника. По имеющимся источникам можно сказать, что начало весны, скорее связывалось с началом года, с борьбой Весны и Зимы, Жизни и Смерти, шире Порядка и Хаоса. Мифопоэтические образы Зимы и Весны позволяют нам увидеть причину этой борьбы. Лед мыслимый как мост через реку, разделяющую тот свет от этого, являлся бойным местом для кулачных боев. В некоторых станицах кулачки начинались с того момента, как только на реке становился лед.
В феврале на Сретенье, по народным поверьям Зима встречается с Летом, «щоб побороцьця: кому йти наперед, кому вертаться назад», а на Благовещенье последняя осиливает первую: «Весна Зиму поборола». В естественной смене времен года, по мысли А. Афанасьева, человек видел борьбу двух противоположных, взаимно-враждебных сил, и свое воззрение запечатлел в символических обрядах. Изгнание потусторонних, вредоносных сил за реку весной, разрушение мостов, по которым они явились на этот свет, характеризуется и сожжением чучела Масленицы. У западных славян соломенное чучело изображающее Смерть или Зиму выносят из деревни, топят его в реке или предают сожжению, а пепел бросают в воду и поют: «Смерть плывет по воде, едет к нам новое Лето».
На Дону Масленица сопровождалась общей гульбой. Соседние станицы при своих атаманах и стариках, со знаменами, съезжались верхом на рубеж с общественной водкой. На рубеже устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, примерные бои, что называлось тогда «шермициями» и дрались на кулачках. Часто до смерти. В четверг на Масленице все собирались на сбор, и станичный атаман отдавал приказ о том, чтобы во время гулянья не было бесчинств. Затем станица разделялась на несколько компаний. Каждая компания выбирала себе ватажного атамана, двух судей и квартирмистра. Во всякую компанию выдавали знамена и хоругви. Гулянье шло по домам и улицам до воскресенья; ходили пешком и на конях при оружии. При встречах компаний салютовали и устраивали примерные бои, кидаясь друг на друга в дротики. В воскресенье вечером выносили на станичную площадь столы и скамейки, устраивали их в круг и ставили напитки и закуску. Со всех сторон, имея впереди ватажных атаманов, сходились и съезжались компании. Приходили атаманы при насеке и старики ставили знамена кругом. Ватажные атаманы садились подле станичного атамана, затем есаулы и старики. Пили за здоровье царя, потом за войскового атамана. Каждая здравица сопровождалась ружейной пальбой. Все жители станицы, и женщины и дети сбегались на площадь. Окончивши питье за здравие, все вставали и все народом молились на восток и прощались друг с другом, целуясь. Затем знамена относили в атаманский дом для сдачи, а народ расходился по домам .
Календарные агоны, которые часто начинались с четверга и заканчивались Прощеным воскресеньем, несли те же функции что и в святочные дни. Столкновения и сражения, которые проходили на реках, межевых территориях юртовых земель несли в себе идею защиты обжитого пространства от хаотических сил иного мира. Воинское начало доминирует в это праздник. Знамена и столы, поставленные в круг, символизировали сохраненный и обновленный мир. Раздача знамен из атаманского дома движение гулебных команд от центра к периферии, столкновение с другими командами и, наконец, центробежные силы сменяются центростремительными – все возвращается к центру.
Во время масленицы во многих станицах сооружали снежные городки – царство зимы – с высокими башнями и стенами. В середине городка ставился высокий гладко оструганный столб с подвешенным на самой вершине призом. Такие городки брались штурмом в последний день масленицы.
Специфичной для Сибири и очень популярной среди сибирских казаков была игра «Взятие снежного городка». Снежная крепость строилась за селом, на росстанях, иногда и в центре села. Как правило, её возводили дети накануне Масленицы. Иногда выстраивали настоящие городки и крепости: вырубали из затвердевшего снега «камни» и складывали «город» высотой примерно в три метра. Его охраняли пешие, а нападали всадники, которые на подходе к «городку» спешивались, а иногда прямо на лошадях должны были разрушить расписанную углем крепость и достать бутылку, стоявшую на воротах, или флаг, закрепленный на самом высоком месте. Защитники махали трещотками, кнутами, чтобы испугать лошадей. Если был свален хотя бы один «камень», «город» считался взятым. Победителей «мылили» (валяли в снегу), а затем обязательно награждали.
После семинедельного поста наступал праздник Пасхи. Не останавливаясь подробно на семантике этого торжества, отметим, что в станицах мужские объединения собирались на Красную Горку. Проходили кулачные бои, боролись. Причем в местах прилежащих к кладбищам, как это было в станице Верхне-Кундрюченской, или на кургане как это было в х. Вислом, Семикаракорского района. Борьба на Красную Горку имеет под собой те же основания, что и борьба на Святки.
Первая неделя после Пасхи – Фомина неделя была насыщена значимыми поминальными днями. Понедельник – навий день, относящийся к умершим, день проводов покойников. Радуница – второй день, от рад – радость; рад-род – этимологическая близость обоих понятий раскрывает подлинный смысл такой радости как истинной радости духовного общения, интимного переживания чувства родства и единения с миром и мирами, в том числе миром живых и мертвых; рада – совет, круг близких родственников, общность, переживание общности того и этого мира. Символическое соотнесение праздника мертвых с Воскресением Христа создавало определенный общий настрой, веру в вечность и неувядание жизни, бессмертие предков, не оставляющих потомков своим покровительством и попечением. «Радуница была праздником всенародным. Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали. В причитания входили воспоминания об усопшем, как это имело место при оплакивании после смерти» . Изгнание «заложенных покойников», не дать им утвердится на своей земле, взаимопомощь с предками составляло подоплеку кулачков на Красную Горку, от этого зависело благополучие общины.
На Троицу (Русальную или Семицкую) неделю – седьмую неделю после Пасхи – накануне Троицы приходится следующий значительный цикл поминания предков. Считалось, что родители (умершие) ждут не дождутся Троицы. Растительные силы в эту пору выходят из земли, воплощая в себе силы умерших родителей. «В Троицкую субботу, – записано в Стоглаве, – по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитанием. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставшее, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети…» .
Казаки, на Троицу, как и на Масленицу, устраивали общий сход с примерными шермициями и гулебными командами. В далеких станицах были традиционные кулачные бои .
Итак, календарные функции мужчин были следующими: начало года, которое сопровождалось уничтожением старого мира, приходом с того света своих дедов и чужих навьих, являлось как мир разбушевавшейся стихии, столкновения мертвых с живыми, требовало обновления мира, наведения порядка. Обходчики несли в каждый дом сначала идею Рождения мира, установления его центра, а затем в утро на новый год они как предки «посевали» благосостояние общины. В Крещение нечистая сила изгонялась за рубеж станичного юрта, устанавливалась мировая ось – крест, выстрелы и кулачный бой окончательно закрепляли границу мира.
Все перечисленные элементы, так или иначе, связаны с агональным пространством, если попытаться определить в них ведущий мотив, то окажется, что это состязательность, где доминируют конные ристания, борьба и кулачный бой. В свое время С. А. Токарев обращал внимание на связь традиционных состязаний в народных праздниках с реликтами мужских организаций у славян . К началу ХХ столетия они прочно вошли в годовой обрядовый комплекс донского населения, составив единство с сословными и этническими культурными особенностями региона.

Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. СПб., 1996. С.114.
ПМА. 2005. Свиридова В.В. г.р. 1930. ст. Успенская, Белоглиненского района, Краснодарского края.
Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 2003. С.78.
Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. С.79.
Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-ХХ веков. Батайск, 2002. С.132.
ПМА. 2004. Инф. Ермакова М.В. г.р. 1934. х. Вислый, Семикаракорский р-н, Ростовская обл.
Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники…С.132.
Апостолов А. Запорожье. Страна и народ // Запорожская Сечь. М., 2004. С. 196.
Краснов П.Н. Картины былого Тихого Дона. М., 1992. Т.1. С.90.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. С.20-21.
Стоглав. Изд.3-е. Казань, 1912. С.89-90.
См. Крюков Ф. Станичники // Дон. 1992. №1-2. С.104.
Токарев С.А. Община и семья // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С.196, 197.

В качестве дополнения:

На Водосвятие
Во правой сторонке
Пустыня стояла.
Во этой пустыне
Три святителя сидело
Клиры читало
Радуйся небо
Просвятись земля
Как первый святитель
Василий Великий
А второй Святитель
Иоанн Креститель
А третий Святитель
Григорий Великий
Святи Господь воду
Для всего народу.
На Новый Год мужчины-обходчики рано утром
А в поле, в поле сам Господь ходит
А дева Мария Бога просила
Зароди Боже на всякую долю
Жита, пшеницу, горох, чечевицу
В поле скирдами, в доме закромами
А я сею, посеваю
С Новым годом поздравляю
Здравствуйте, будьте здоровы и т.д.
На Рождество пели псалмы
В высоте небесной много звезд горит
И одна всех ярче радостно блестит
То звезда младенца и царя царей
Он положен в ясли к матери своей
И дары с любовью к господу несут
Он от руки бедных этот хлеб возьмет
И благословенье им за то пошлет
И еще:Жидовский царь, царь смутился Что Иисус Христос народился, А ангелята сидя псалмы спивают Старых людей научают: Не ругайте детей не называйте жиденятами, Они у Бога проклятые. Они Иисуса Христа умертвили И в гроб его положили. Потом из гроба его вынимали, Ручки, ножки гвоздями прибивали. Да пришла к нему Божья мать спросить Ой, сынку мой, ой, Боже мой. За кого ты сын мой кару принимаешь? Принимаю кару мать — прости меня-За православных христиан.

2 responses to “Участие казаков в календарных праздниках: от Святок до Покрова.

  1. Уведомление: ПРАВА НАРОДОВ » Участие казаков в календарных праздниках: от Святок до Покрова.·

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s