Королев В.Н. Казаки донские (Энциклопедия культур народов Юга России: В 9 т. Т.1. Народы Юга России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2005. С. 114-118).

карта придонья и причерноморья

Термин «казак» впервые упоминается в источниках XIII в., в частности в «Тайной истории монголов» (1240), и по разным версиям имеет тюркское, монгольское, адыго-абхазское или индоевропейское происхождение. Значение термина, позже ставшего этнонимом, также определяется по-разному: вольный человек, легковооруженный всадник, беглец, одинокий человек и др. Этноним Казаки донские впервые встречается в бумагах посольства, отправленного 5 февр. 1549 г. царем Иваном IV к ногайскому князю Ших-Мамаю, где говорится о событиях зимы 1548—1549 гг.

В литературе отсутствует четкое, принятое всеми этническое определение Казаков донских. До юридического оформления казачьего сословия донцов рассматривали как отдельный славянский этнос. Современные специалисты дают им разные определения: часть рус. народа, обладающая значит, особенностями (субэтнос рус. народа); субэтнос, имеющий ряд основных признаков отдельного этноса («перерастание» в этнос не завершилось, поскольку было искусственно прервано в период Гражданской войны); один из восточно-славянских этносов. В государственных нормативных актах 1990-х гг. Казаков определяют аморфно как «культурно-этническую общность». Нынешние Казаки рассматривают себя по-разному: одни — как субэтнос русского народа, другие — как самостоятельный этнос.

Донской казак - английская гравюра XVIII в.

С XVIII в. в науке ведется дискуссия о происхождении Казаков. Широко распространенной и до последнего времени считавшаяся аксиомой является миграционно-колонизационная «беглокрестьянская» гипотеза. Но она имеет слабые стороны, связанные с появлением Казаков задолго до оформления крепостного права, разницей в стереотипе поведения мирного крестьянства и воинов-казаков, с условиями Дона, как «края войны» и мира кочевников, этническими процессами в степи. Она, кроме того, игнорирует все увеличивающиеся сведения, в том числе археологические, о присутствии на Дону с I тыс. н.э. славян, населения, контактировавшего и смешивавшегося с разноэтничными элементами степи (десятки славянских поселений на Верх. Дону и несколько на Нижнем Дону, славяне Червленого Яра XIV в., турецкого Азова XV—XVI вв. и др.). В XII—XIV вв. в степи действовали бродники, имевшие много общих черт с казаками.

Ермак - картина неизвестного западноевропейского живописца XVII в.

Указанные обстоятельства вызвали появление гипотезы, исходящей из того, что Казаки являются результатом развития восточнославянского населения Дона, перенесшего половецкое и ордынское господство, и уже потом — продуктом социальных противоречий на Руси.
Татарская гипотеза констатирует, что татары были хозяевами степи, и что татарские казаки известны по источникам раньше донских. Сторонники гипотезы полагают, что к общинам казаков-татар присоединялись славянские, элементы. Черкесская (адыгская) гипотеза обращает внимание на общее в свое время наименование запорожцев и адыгов (черкасы), кавказские элементы в казачестве, прежнее обитание адыгов в Приазовье и их мореходство, похожее на казачье.

Процесс образования казачества был долгим и сложным. В ходе его соединялись представители разных этносов. Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казаков находились различные этнические элементы. «Старые» казаки впоследствии были «перекрыты» русскими элементами, и большинство последующих донцов имеет русское происхождение. Первые уходы свободных русских людей на Дон (на промысел) относятся к концу XV в. Массовый наплыв беглых из России происходил во 2-й пол. XVII—XVIII вв. Многие казачьи роды имеют украинских, тюркских, калмыцких, кавказских, персидских, южнославянских, греческих и иных предков.
Территория, которую занимали и контролировали казаки донские, именовалась Землей донских казаков, с XVIII в. — Землей Войска Донского, с 1870 г. — Областью Войска Донского. Из казачьих столиц известны Раздорский и Монастырский городки, Азов, Черкасск, с 1805 г. — Новочеркасск. К сер. XVII в. граница земли Казаков донских на юго-западе подходила к владениям Крымского ханства, далее к северу (от верховьев Кальмиуса до устья Оскола) шла вдоль Земли запорожских казаков, затем направлялась к Валуйкам, откуда по Белгородской черте до Чернавска и далее по линии Керенск — Шацк — Тамбов — Нижний Ломов к Волге, а по ней к Саратову, Царицыну и Астрахани; южная граница простиралась до Азова.
Впоследствии в связи с расширением Российского государства казачья территория неуклонно сокращалась.

В 1919—1921 гг. к Царицынской губернии отошло 34,8 % территории Донской обл.: часть 2-го Донского округа и целиком Усть-Медведицкий и Хоперский округа. В 1923 г. дополнительно туда же попала часть Верхне-Донского округа. С 1920 г. часть Сальского округа была передана в Калмыцкую авт. обл., а ст. Луганская — в состав Украины (ей же переданы ст. Новониколаевская и некоторые другие территории). В результате этих изменений территория обл. сократилась более, чем на 50 %. Соответственно значит, часть донцов оказалась вне пределов Ростовской обл., образованной в 1937 г. после неоднократных преобразований Донской обл.
Во 2-й пол. XVIII в. Земля Войска Донского разделялась на сыскные начальства (в разное время их было до И), с 1836 г. — на 7 округов: Черкасский, 1-й и 2-й Донские, Донецкий, Усть-Медведицкий, Хоперский и Миусский. С 1884 г. существовал восьмой округ — Сальский, а после вхождения в Обл. Войска Донского Ростовского уезда и Таганрога образовался девятый — Ростовский; Миусский переименован в Таганрогский. В 1918 г. образован десятый, Верхне-Донской округ. В военном отношении территория делилась на военные отделы, затем военные округа.

Донской казак - французская гравюра начала XIX в.

У донцов. было самобытным не только административно-территориальное деление, но и система поселений. Первым известным казачьим поселением является «острога» у Волжско-Донской переволоки, упоминаемая под 1548 г. Поселения донцов представляли собой небольшие крепости и назывались городками. В к. XVII — нач. XVIII вв. этот термин заменяется словом «станица». Казачья станица была основной административной единицей на Дону. Вместе со своими хуторами она образовывала юрт. Хутора стали возникать с 1680-х гг., быстро увеличивались и открыли возможность для систематического и полного хоз. освоения Донской земли. Перед установлением советской власти в Обл. Войска Донского было 4 города и 145 станиц.

казачий круг

Казаки донские говорят на донском диалекте, относящемся к южнорус. говорам и имеющем особенности в фонетике, лексике и отчасти в грамматике. Диалект в свою очередь подразделяется на ряд говоров, классифицируемых по-разному и характерных для казаков Верх. Дона, Сред. Дона, Северского Донца и Ниж. Дона. В последнем говоре («черкасском») особенно заметно украинское и восточное, в первую очередь, тюркское, влияние. Донской диалект и его говоры имеют только устную форму.
Численность раннего донского казачества определяется весьма приблизительно и только в отношении служилых казаков (1593 г. — более 2 тыс. чел., 1625 г. — ок. 5тыс., 1638 г. — ок. 10 тыс., 1660 г. — 20 тыс. чел.). В 1860 г. на Дону проживало 612 тыс. казаков (без духовенства). По первой всероссийской переписи населения 1897 г., Д. к. обоего пола (без дворянства) насчитывалось 1 026 263 чел., к 1917 г. — 1 501 178 чел. Однако доля Д. к. в общей численности населения Донской земли, ранее подавляющая, постоянно уменьшалась вследствие постоянного притока на Дон населения из других регионов России и к упомянутому году составила 38,6 %.

Согласно опросам, численность донцов, проживающих в Ростовской обл., может быть определена приблизительно в 1 млн чел. По оценкам руководства казачьего движения, их общая численность до 2 млн чел. По переписи 2002 г. казаками идентифицировало себя 87,5 тыс. чел. в Ростовской обл. и 20,6 тыс. чел. в Волгоградской обл.
Казаки донские подразделялось на две группы: низовых (нижнедонских) казаков, живших ниже Раздорского городка (Раздорской ст.), и верховых (верхнедонских) казаков, обитавших выше Раздор. Иногда выделяли и «серединцев», занимавших промежуточное положение. Верховцы имели в своем составе гораздо больше, чем низовцы, новопришлых русских людей и были ближе к русским по языку и бытовой культуре.
Донские казаки-татары впервые упоминаются в XVI в. С XVII в. они населяли станицу Татарскую Черкасска. В их владении был также «улус» Дарьевский (между реками Манычем и Куго-Ей). Татарская община Дона прекратила свое существование в 1861 г., эмигрировав почти в полном составе в Турцию. По переписи 1897 г., у 120 донских казаков обоего пола родными языками являлись тюркские.
Донские калмыки, попавшие на территорию Войска в XVII в., в 1694 г. получили казачий статус. Впоследствии появлялись новые «переещики», но часть из них откочевала за пределы Дона; оставшиеся прочно вошли в состав Войска. Первоначально они кочевали по всей казачьей земле, а затем были сосредоточены в Сальских степях. В 1897 г. было 27 199 казаков-калмыков обоего пола. По данным 1919 г., они владели 18,8 % всей донской земли. В 1920 г. были перечислены в состав калмыцкого авт. образования.
В Войске существовало всеобщее избирательное право и господствовало выборное начало сверху донизу. Все должностные лица от главы сообщества — войскового атамана, до младшего командира в походном отряде избирались на один срок и слагали свои полномочия по его окончании. Высшим органом власти являлся Войсковой круг, право участия в котором принадлежало всем казакам. В поселениях, бывших вольными общинами, власть принадлежала кругам городков, впоследствии станичным сборам и хуторским сходам.
Члены сообщества разделяли идеи казачьего братства («товарищества»), юридического и максимально возможного в реальных условиях соц.-эконом. равенства. Расцвет Войска Донского и казачьих вольностей приходился на XVII в. и особенно на его первую половину.
Отношения казаков с Московским государством имели двойственный характер: обе стороны были заинтересованы друг в друге (донцы защищали Россию с юга, получая от нее людские и материальные ресурсы), но резко не совпадали их общественные системы и отношение к Турции, с которой московское правительство хотело находиться в мире. Отсюда — царская политика кнута и пряника в отношениях с Войском Донским и «перепады» этих отношений от взаимопомощи до разрыва связей на несколько лет. Несоизмеримость экономических возможностей Войска и Российского государства привели первое к принятию московского вассалитета, который существовал с 1610-х гг.
После поражения восстания С. Разина, в 1671 г., казаки донские впервые принесли присягу царю и тем самым юридически вошли в состав Российского государства. В 1671— 1709 гг. шел процесс превращения вассального Войска Донского в государственную автономию, которая существовала затем до 1721 г. В 1721—1835 гг. Донская земля являлась областной автономией, а с 1836 г. — провинцией Российской империи с остатками прежней автономии.
Казаки донские, включенные с 1721 г. в вооруженные силы страны в качестве иррегулярного войска, гос. обязанностью которого являлась военная служба, участвовали во всех войнах России. В Первой мировой войне казачья конница (Войска Донского и других казачьих войск) составляла около 2/3 русской кавалерии.
На протяжении 2-й пол. XVIII — 1-йтрети Х1Х вв., с включением Казаков донских и Войска Донского в общественную систему государственного управления России и законодательным оформлением обязанностей и прав Казаков донских, государство проводило политику постепенного превращения Казачества в специфическое сословие. Юридически оно было оформлено Положением об управлении Донского Войска 1835 г.
Казачье сословие, однако, обладало особенностями, которых не было ни у одного сословия: своей территорией, соответствующими органами управления, бюджетом, воинскими частями и др. Это сословие в свою очередь включало в себя несколько сословий: рядовое казачество, приравненное к сельским обывателям (крестьянам), дворянство, духовенство, торговое сословие. В итоге Казаки донские, являясь сословием, сохраняли свою этническую сущность и представляли собой особое этносоциальное сообщество. В Гражданской войне большинство Казаков боролось против советской власти. Провозглашенная «красными» Казаками Донская Советская Республика оказалась кратковременным образованием. Созданное в 1918 г. Всевеликое Войско Донское провозгласило себя суверенным, независимым государством. Правда, лишь до окончательной победы в Гражданской войне в России и созыва Учредительного собрания.

Дмитрий Шмарин - Расказачивание

Казачье сословие было ликвидировано декретом ВЦИК и СНК РСФСР от ЮЛ 1.1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».
В конце 1980-х гг. в связи с новой политической ситуацией в стране началось движение за возрождение казачества, стали возникать различные казачьи организации. В 1990 г. на Большом Круге в Ростове-на-Дону образовался Союз Казаков Области Войска Донского, объявивший себя преемником Войска Донского, возродивший традиционную символику и атрибуты Войска и вошедший в общероссийский Союз Казаков. Были созданы казачьи округа, начали выходить казачьи период, издания, образованы казачьи учебные заведения, проведен съезд казачек Дона и др. У казков донских, проживающих за пределами Ростовской обл., также появились свои организации.
Государственные нормативные акты 1990-х гг. (Указ Президента СССР «О политической и юридической реабилитации жертв массовых репрессий и народов, подвергшихся выселению», Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества и др.) официально реабилитировали казачество.
Вместе с тем из-за разного понимания идей и задач возрождения и по иным объективным и субъективным причинам с 1994 г. начался раскол движения. В противовес Союзу Казаков, переименованному во «Всевеликое Войско Донское», учреждались и другие организации. В настоящее время наиболее крупными казачьими обществами являются два, носящие одинаковое название «Всевеликое Войско Донское». Первое находится в оппозиции к власти и предполагает прежде всего этническое возрождение казачества. Второе, устав которого утвержден Президентом РФ, вошло в государственный реестр и вместе с другими «войсковыми казачьими обществами» России составляет единую систему этих обществ, из которой в дальнейшем предполагается создать государственную систему казачьих войск, несущих гос. службу и пользующихся определенными льготами со стороны государства. Руководитель «реестровой» казачьей организации является заместителем главы администрации Ростовской обл.
На протяжении столетий Казаки донские вели преимущественно военный образ жизни, а Войско Донское представляло собой подобие «воинского стана». В число мирных занятий ранних Казаки донские входили рыболовство, охота, бортничество, собирательство, торговля, к которым далее добавилось скотоводство; особую роль играло коневодство, обслуживавшее военные надобности Войска. Издавна существовали специфические виды ремесла, прежде всего, судостроение. С к. XVII в. начало развиваться земледелие, ставшее впоследствии вместе со скотоводством главным хоз. занятием донцов. В XVIII —1-й четв. XX вв. ведущими отраслями казачьего хозяйства на Ниж. Дону также были рыболовство и виноградарство.
Характерной чертой казаков являлось общинное землепользование. На Дону не было частной собственности на землю, за исключением поздней (помещичьей, офицерско-чиновничьей), но с развитием земледелия введено частное владение землей. Последняя принадлежала Войску, однако распоряжались большей ее частью станицы — земельные общины.
В советское время казаки продолжали трудиться в сел. хозяйстве, но многие, особенно с 1930-х гг., и в других отраслях хозяйства, в т.ч. в промышленности.
Особая история донцов выработала у их представителей многие характерные особенности быта, нравов и характера. Полувоенный-полумирный образ жизни предопределял быт, сочетавший стремление к порядку, дисциплине, твердым домашним устоям, способность к полнокровному отдыху в часы досуга и др. Военная составляющая была весьма заметна в казачьих нравах и обычаях. У Казаков существовали собственные праздники (войсковой и полковые) и многие обряды (проводов на службу, встречи со службы, поминовение предков-героев, своеобразная красочная свадьба и др.). Христианские праздники на Дону также имели свои особенности. Традиции бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Демократическое устройство Войска Донского, самоуправление, личная свобода на протяжении многих поколений вызвали появление и укоренение у казака психологии свободного человека, чувства собств. достоинства, любви к родине. Сформировался особый психолог, склад, менталитет Казаки донские, заметно отличавший его от представителей других сообществ.
Семья на Дону имела патриархальный характер. Вместе с тем у женщины было гораздо больше свободы, чем на Востоке или в России, что объяснялось вначале «нехваткой» женщин в условиях массового притока пришлого муж. населения, а затем особой ролью казачки в хозяйстве. Женщины в Войске Донском получили избирательные права после Февральской революции — раньше, чем в большинстве стран Европы.
Основная масса Казаки донские по вероисповеданию православные христиане. Православие служило мощным объединяющим фактором в борьбе донцов с его противниками, что, однако, не привело к религиозному фанатизму. В XVII в. Дон стал одним из крупнейших центров «старой веры».
У донцов с конца XVIII в. были также представлены некоторые христианские секты. Казаки-татары исповедовали ислам, казаки-калмыки исповедовали буддизм (ламаизм). Первые имели свою мечеть, вторые — стационарные и передвижные хурулы. Главой казаков-буддистов был «бакша донских калмыков». Несмотря на то что военное дело отбирало все основные силы Казаки донские, они сформировали самобытную, традиционную культуру, являвшуюся симбиозом славянской и восточных культур. Богатейший казачий фольклор включает в себя множество преданий, легенд, сказок, оригинальных пословиц и. поговорок, часть которых вошла в обиход по всей стране. Песенное и хореограф, искусство сочетались в характерных казачьих хороводах.
Старинный традиционный мужской и женский костюм казаков имел восточный облик. С 1769 г. в отдельных частях, а с 1801 г во всем Войске была введена обязательная военная форма с традиционным для донцов сине-красной цветовой гаммой; красные лампасы превратились в некий казачий символ.
Донская архитектура, вначале приспособленная к условиям жизни в пойме реки, представляла сплав славян, и вост. элементов и развивалась по-разному на Ниж. и Ср. и на Верх. Дону. В основе ее находился курень — большой дом с подклетом или без него, резко отличавшийся своими формами от русской избы и украинской хаты.
Казаки донские создали свою народную медицину, в основе которой лежало траволечение.
Сильной стороной донцов была культура воинского воспитания, осуществлявшегося с раннего детства. Свои яркие достижения имела и культура хозяйства, в частности, скотоводства, рыболовства, виноградарства и виноделия.
Период с 1861 — 1917 гг. специалисты считают временем расцвета культуры донских казаков. Его характерными чертами были бурное развитие нового, современного просвещения, появление специальных и высших учебных заведений, многочисленные учреждений культуры, приобщение донцов к русской культуре, сближение верховцев и низовцев, развитие городской культуры и др. В канун революции грамотность у донцов была в два раза выше, чем в целом по стране: 85,5 % у мужчин и 48,1 % у женщин. Большое число донцов работало в российской науке и культуре, и многие из них приобрели всероссийскую известность (математик В.Г. Алексеев, физик И.И. Косоногов, геологи Д.В. Голубятников и И.В. Мушкетов, машиностроитель А.И. Сидоров, механик Д.Н.Дьяков, медики И.И. Греков, Д.О. Крылов, И.В. Кудинцев, Н.Ф. Мельников-Разведенков,, В.В. Пашутин, Л.В. Попов, В.Я. Рубашкин и А.В. Ходин, ботанико-географ А.Н. Краснов, археолог А.А. Миллер, филолог Г.К. Ульянов, писатели Ф.Д. Крюков, Р.П. Кумов и А.С. Серафимович, художники Н.Н. Дубовской и И.И. Крылов, музыканты Н.С. Морозов и К.А. Ромашков, фольклорист А.М. Листопадов, оперные певцы С.Г. Власов и И.В. Ершов, фотограф И.В. Болдырев, кинематографист А.А. Ханжонков и др.)

Развитие казачьей культуры в последующие годы было крайне осложнено политикой расказачивания и ныне испытывает известное оживление.

С.Корольков - Выдача казаков в Лиенце.

One response to “Королев В.Н. Казаки донские (Энциклопедия культур народов Юга России: В 9 т. Т.1. Народы Юга России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2005. С. 114-118).

  1. Яровому Андрею спасибо, за то, что выставил публикацию: — Королев В.Н. Казаки донские (Энциклопедия культур народов Юга России: В 9 т. Т.1. Народы Юга России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2005. С. 114-118).

    … «Территория, которую занимали и контролировали казаки донские, именовалась Землей донских казаков, с XVIII в. — Землей Войска Донского, с 1870 г. — Областью Войска Донского. Из казачьих столиц известны Раздорский и Монастырский городки, Азов, Черкасск, с 1805 г. — Новочеркасск. К сер. XVII в. граница земли Казаков донских на юго-западе подходила к владениям Крымского ханства, далее к северу (от верховьев Кальмиуса до устья Оскола) шла вдоль Земли запорожских казаков, затем направлялась к Валуйкам, откуда по Белгородской черте до Чернавска и далее по линии Керенск — Шацк — Тамбов — Нижний Ломов к Волге, а по ней к Саратову, Царицыну и Астрахани; южная граница простиралась до Азова.
    Впоследствии в связи с расширением Российского государства казачья территория неуклонно сокращалась.
    В 1919—1921 гг. к Царицынской губернии отошло 34,8 % территории Донской обл.: часть 2-го Донского округа и целиком Усть-Медведицкий и Хоперский округа. В 1923 г. дополнительно туда же попала часть Верхне-Донского округа. С 1920 г. часть Сальского округа была передана в Калмыцкую авт. обл., а ст. Луганская — в состав Украины (ей же переданы ст. Новониколаевская и некоторые другие территории). В результате этих изменений территория обл. сократилась более, чем на 50 %. Соответственно значит, часть донцов оказалась вне пределов Ростовской обл., образованной в 1937 г. после неоднократных преобразований Донской обл.».

    Вот, что сделала с нашей территорией советская власть и продолжает нынешняя новая «Россия». На Дону правит губернатор. А коренные казаки живут словно в резервации в своих общественных организациях, наплодивших сотни безграмотных казачьих генералов, которых не пробирает даже им брошенное – «ряженые». И пока не восторжествует справедливость, не будет покоя в душах казаков.
    И эта зараза растления Войска Донского, пошла от нашего зарубежья, раскучковавшегося по всему миру в общественные организации. «Звездная болезнь» пошла от туда. А затем, красноштанные выкормыши 90-х подхватили и занесли ее сюда на Дон, а затем, она распространилась по всей России.
    Болезнь излечима, так как ее выявил сам народ, но потребуется время.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s