Агон и агональная культура.

Ключевым понятием нашей темы является агон. Агон неоднократно подвергался и подвергается осмыслению, особенно если исследователя интересует античная культура и философия. Такие исследователи впервые обратили внимание на агональность «греческого чуда» и ввели термин в научный оборот. Первым понятие агона и агонистики использовал Я. Буркхардт в лекциях по культуре Греции, различая колониальных и соревновательных греков так называемой колониальной диаспоры. Эта диаспора создала специфическую иерархию ценностей, базирующуюся на состязаниях и духе соперничества (1).

Советский ученый А.И. Зайцев отметил, что «древнегреческое общество принадлежало, во всяком случае, от гомеровской до классической эпохи, к категории обществ, в которых важное значение имела установка индивида на то, чтобы превзойти
окружающих в достижении своих жизненных целей» (2). Ф. Кессиди, по поводу «греческого чуда» замечал, что
исторические судьбы народов определяются, при прочих равных условиях, разнообразием национальных характеров, каждый из которых представляет собой результат биологической наследственности, сложившихся традиций и выбора ценностных ориентаций и предпочтений, накопленного исторического опыта и воспитания (3). Г.В. Драч отмечал, что в гомеровском обществе система регулирования общественных отношений обосновывалась «героическим кодексом», который предполагал не только ориентацию на индивидуальность человека, но и соревнование, собственно агон, где слава и честь
подтверждаются личными достижениями (4). Понятие агона широко использовал Й.Хейзинга в своих культурологических разработках игрового содержания культуры (5).

Под агоном (αγωυ –agon, греч. состязание, борьба) понимается
основной вид выступления в античном обществе, вся жизнь которого была пронизана принципом состязательности. Агоны были спортивные, музыкальные, поэтические, драматические (7). Как отмечал Й.Хейзинга: «В процессе развития каждой цивилизации агональные функции и структуры уже в архаический период достигают своей самой явной и по большей части самой прекрасной формы» (5). Отметим, что термин агон имеет несколько значений. Агон как борьба и агон как состязание. Думается, что на это следует обратить внимание,
памятуя о различиях древнегреческих полисов. Традиционное
противопоставление Афин и Спарты, может, на наш взгляд зримо
подчеркнуть это различие в нюансах между борьбой и состязанием.

В «Илиаде» Гомер приводит описание щита Ахиллеса, который ему выковал Гефест. Мир изображенный на щите, по мнению Ф.Г. Юнгера, следует понимать как борьбу (агон). Мы же отметим изображение двух городов-полисов:

«Там же два града представил он ясноречивых народов:
В первом, прекрасно устроенном, браки и пиршества зрелись…
Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются
Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены
Смотрят на них и дивуются, стоя на крыльцах воротных.
Далее много народа толпится на торжище; шумный
Спор там поднялся; спорили два человека о пене,
Мзде за убийство; и клялся един, объявляя народу,
Будто он все заплатил; а другой отрекался в приеме…
Город другой облежали две сильные рати народов,
Страшно сверкая оружием. Рати двояко грозили:
Или разрушить, иль граждане с ними должны разделиться
Всеми богатствами, сколько цветущий их град заключает» (9).

Здесь Гомер дает описание полиса, описание города в мирное и в военное время. Но за этими строчками просматриваются видовые особенности агона. В мирном полисе агон-состязание, игра, в военном полисе агон-борьба, интересно, что перед воинством выступают Арес и Афина в золотом одеянии. Они могут олицетворять агон-состязание и агон-борьбу, при этом Юнгер отмечает, что само построение «Илиады», ее композиция основывается на трех агонах. Первый – война греков с
троянцами, второй – споре Ахилла и Агамемноном, третий – в дружбе Патрокла и Ахилла. Война греков с троянцами – необходимое условие существование всего эпоса, тогда как два других отношения, подчиненных первому, наполняют этот эпос движением и жизнью. С ними соотносится всякая перемена событий, и повороты в развитии действия всегда сохраняют с ними связь (8). Надо постараться понять, пишет Юнгер, что дружба Ахилла и Патрокла, эта величественная дружба, которой
посвящена значительная часть повествования, тоже является борением (агоном), как и борьба греков с троянцами или спор Агамемнона с Ахиллом. Во взаимной симпатии, которую проявляют Ахилл и Патрокл, чувствуется дух соревнования, состязательность в дружбе. Патрокл в доспехах Ахилла, отмечает Ф.Г. Юнгер, – это картина эроса, проникнутая агоном. Так, проявляется третий вид агона-эроса, над которым стоит Афродита. Обратим внимание, что и при описании мирного полиса Гомер прибегает к описанию свадебного торжества, а уже затем к спорщикам, перед лицом «старцев градских» и войне перед лицом богов. Агон, осмысленный в античной культуре, как борьба, состязание или эрос, восходит своим истоком к возникновению оружия, внутривидовому
отбору и головокружительному, по словам К. Лоренца, темпу развития (10). Агрессивное поведение выражает силу жизнеутверждения, через которую происходит сохранение человека как биологического вида.

Агрессивность порождает моральные запреты, как пишет К.Лоренц, вполне вероятно, что первый Каин тотчас же понял ужасность своего поступка. Довольно скоро должны были пойти разговоры, что, если убивать слишком много членов своего племени, это поведет к нежелательному ослаблению его боевого потенциала. Какой бы ни была воспитательная кара, предотвращающая беспрепятственное применение нового оружия, во всяком случае возникла какая-то, пусть примитивная форма ответственности, которая уже тогда защитила человечество от самоуничтожения. Агрессивные формы поведения канализировались культурными
механизмами. Культура опосредовала агрессию, но таким образом, чтобы не просто сублимировать энергию на какой-либо объект, но и поддерживать в боеготовности весь социум.

Агон-состязание, как «стремление превзойти, победить кого-либо в чем-либо», как соревнование на первенство, несет в себе игровое начало. Одолеть – значит преодолеть, обыграть и стать первым, причем уничто-жение противника не предусматривается как необходимое условие победы, его можно преодолеть в музыке, театральном представлении, пении, игре,
спортивном поединке, где гибель одного из антагонистов предстает случайностью. В агоне-игре, состязании главенствуют правила, которые становятся основой зрелищности. Вырастая из первобытных обрядов, детской возни, агон-игра, состязание занимает важную нишу в здании
культуры. Участник и зритель агона соучаствуют в напряжении
действия, они становятся едины в победе и поражении, прорастая личностно, совершаясь в едином «Мы». В таком действии видится единение общности и общностей, агон созидает социальный мир, не только переводя агрессию в русло культуры, но объединяя агрессией, закрытой в рамки правил, людей в единое целое. Ведь мое личное неотделимо от
общего, но не в том смысле, что я не осознаю себя как личностное начало, а в том, что мое личностное тем полнее, чем более я соответствую общественным идеалам, например, приумножаю славу рода, полиса. Агон-борьба понимается не только как преодоление, но как уничтожение чего-либо. Древнейшее значение слова «борьба» восходит к «биться, воевать». Древнерусское бороти восходит к праславянскому borti «воевать», от индо-европейского bher – «резать, колоть, бить». Агон-борьба содержит в себе разрушающее, взаимно
уничтожающее начало, которое неразрывно связано с войной,
насилием, отсутствием в следствии этого каких-либо технических и нравственных ограничений. Здесь победа имеет свое исконное значение, не только как успех в бою, но как нанесение врагу беды, разорения. Агон-состязание и агон-борьба, как два оппозиционных начала созидания и разрушения, диалектически переходят одно в другое. Созидающая сила разрушает и разрушающая созидает, и здесь можно заметить, что сила, как индивидуальная или коллективная энергия,
направленная волей, содержит в себе эти явные противоречия. Сила как показатель жизнеспособности, канализируется то в то, то в иное русло. Она может столкнуться с Природой, уступить слиться или ворваться преобразовать ее. Как в свое время отмечал Аристотель: «одна «способность» есть способность испытывать воздействие – заложенное в самом испытывающем воздействие предмете начало страдательного изменения, вызываемого действием другого или поскольку оно –
другое; а в другом случае это – обладание свойством противостоять вызывающему изменение началу, не подвергаясь изменению к худшему и уничтожению через другое или поскольку оно берется как другое. Ибо во все эти определения входит понятие способности в первоначальном ее значении… Поэтому ясно, что в известном смысле способность действовать и претерпевать воздействие – одна» (11). Ранее о том же говорит Платон: «все обладающее по своей природе
способностью либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие, пусть от чего-то весьма незначительного и только один раз, все это действительно существует… Приобщение к бытию и становлению есть страдание или действие возникающее вследствие
некой силы, рождающейся от взаимной встречи вещей» (12).

Х. Хофмайстер заметил, что действующая сила – это противоборство двух сил, обусловливающих друг друга. Противодействующие силы нуждаются друг в друге как для своего проявления, так и для своей самостоятельности (13). Противоборство сил как сущность сущего, является в зоне пересечения двух силовых полей, в которых каждая из сил проявляет себя. Поле силы континуально и имеет двоякую природу. Здесь соединяются, взаимно переходя друг в друга энергийное и меональное, энергийное понимаемое нами как энергийное выражение сущности, как смысл облаченный в логос.
Что есть сила? То посредством чего она проявляется, т.е. меональное, но поскольку речь идет о сущностном, то здесь уместнее употребить понятие гилетического, как эйдотической материи, которая одна только определяет очертания силового поля, своего рода не-сущностное. На этом уровне нет деятельной и страдательной силы, здесь сила выступает тем Логосом, посредством чего проявляются смыслы. Логос как сила или, точнее, агон сил является принципом организации семантической материи. Он придает ей структурность, однонаправленность, невозвратность. В силу взаимного перехода сущего и не-сущего, энергийного и меонального, всякое агональное поле может быть выражено меонально или энергийно. Например, поле создаваемое символической формой. В поле меон представленный энергемой и меон вещи совпадают. Энергема и меон сливаются в понятии поля, которое охватывает то и другое. Напряжение поля — своеобразная физическая реальность, здесь значимость играет роль той силы, которая локализует напряжение до истока, центра, который отразит эйдос в символе. И возникающий в дальнейшем из истока культурный текст, представляет собой связь, пучок сингулярностей поля. Агон-борьбу и агон-игру можно различить как явления противолежащие между собой, но игра не является силой соединяющей, она конечно в состоянии быть прелюдией соединения, преодоления онтологической вражды, но вражду преодолевает любовь, тогда на различных полюсах мы видим агон-борьбу и агон-эрос. Придадим понятию «эрос» несколько нейтральное значение, то есть не будем различать любовь половую и любовь платоническую, как это делал, например Леон Еврей в «Диалогах о любви». Получается, что агона-борьба, агон-игра или состязание и агон-эрос каким-то образом связаны друг с другом. Одна, единая сила разделилась на три самостоятельных области, в которых эта сила нашла себе преграду, и пытается ее преодолеть.Агон в конкретной культуре есть сущее той силы, которая проявляется в тексте культуры. И если агон может быть игрой или борьбой, то это может быть проявлением одной и той же силы в различных качествах. При этом вопрос о генетической иерархии следует отставить. Ни игра, ни война-борьба не являются первопричинами, они суть проявления. При этом явно, что сознание всегда ощущало эту силу как единую, «всё что есть, есть проявляющая себя сила». Все, что есть, есть единство, единое, которое движется и ширится во множественности своих качеств. Сущее существует само по себе и в то же время предстает во множестве своих действий или, скажем, деяний. Камень тверд, угловат, обладает определенным цветом и, допустим, является камнем известковым. Посредством этих качеств он действует. Он может не только быть движим, но сам по себе есть движение в своем возникновении и исчезновении. Любой камень подвержен
выветриванию. Он, как и всякое сущее, есть текучесть, потому что она, по самой своей сути, является силой (13).
Агон, как состязание и борьба, призван отразить не само явление, как некое состязание, а саму состязательность, обозначающую проти-воборство, столкновение сил. Эта состязательность имеет насильственную природу,
которая явлена в определенном пространственном и временном
континууме. Итак, в данной статье мы рассмотрели понятие «агона», определили его культурные вариации и те особенности, которые выражены в его проявлениях – борьбе, игре, эросе.

Яровой Андрей Викторович
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия.

Примечания
1. Б. Билинский. Древнегреческие агоны: превосходство телесности и
восхищение интеллектом.
2. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции 8-5 вв. до н.э. Л, 1985. С. 81, 88
3. Кессиди Ф. К проблеме «греческого чуда». Культурология.
Ростов-на-Дону, 1995. С.564.
4. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М, 2003. С.291.
5. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. С.87-92.
6. Яровой А.В. Агональное пространство культуры. Рубикон. Сб.науч. работ. Вып. 24. Ростов н/Д, 2003. С.4;
7. Агон. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия,
наука: Словарь-справочник. М.,1995.С.19.
8. Юнгер Ф.Г. Греческие мифы. СПб.: «Владимир Даль», 2006.С.255, 256
9. Гомер. Илиада. М., 1987. XVIII. 490-510.
10.Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло). Вопросы философии. 1992.№2.С.21, 23.
11. Аристотель. Метафизика. IX, 1; 1046а 10-20.
12. Платон Софист, 251 е
13. Хофмайстер Х. Воля к войне или бессилие политики.
Философско-политический трактат. СПб., 2006. С. 38, 37

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s