А. Яровой. Воспитать казака: проблема воспитания носителя этнических черт

Рационализация воспитательного процесса в свое время сыграло не только позитивную, но и негативную роль. Выявление целей, задач и методов воспитания в народной педагогике не привело к использованию их в практическом процессе, поскольку идеи прогресса, идеологические установки модерна были направлены на уничтожения традиционности в любом своем проявлении. Традиции отводили роль развлечения в виде фольклорных коллективов, массовых развлечений, суживая ее воспитательные функции к зрелищности и шоу.

В традиционной культуре занятия физическими упражнениями проходили систематически, ежедневно. Соревнования, выполнявшие функцию проверки состояния военно-физической подготовленности народа, приурочивались к различным праздникам и сборам. Праздник, будучи ритуальным явлением, нес в себе черты не только проверки, но и формирования определенных культурных черт, поскольку сосредотачивал в себе основные этнические ценности, правила и нормы поведения, актуализируя и закрепляя их в поколениях. Ритуал формировал и поддерживал связи между поколениями, как живыми, так и уже ушедшими, он влиял на культурную память, пробуждая фигуры воспоминания, в виде исторических песен, былин, стихов. Он содержал в себе обрядовые механизмы, которые социализировали человека, связывали его с окружающими предметами и людьми, культурными связями.

Воспитательная система должна определять цель собственного существования, а также задачи и методы выполнения этих задач.

В казачьей системе воспитания главная цель на сегодняшний день, как собственно и во времена былые, определяется интересами общины (с 19 века она расширилась за счет сословной составляющей, которая и ныне определяется интересами государства). Высший идеал казака-общинника заключался в борьбе за интересы общины, ибо существование каждого члена общины зависело от стойкости общины, а стойкость общины от способности каждого общинника жертвовать собой.

В современных условиях такой идеал осуществить чрезвычайно трудно, поскольку общинные связи, создававшие некогда воспитательное пространство, базировались на станичном и хуторском местожительстве. Сегодня основная масса проживает в городах, а в сельской местности при расслоении и обнищании в основной своей массе народа, таких связей уже построить нельзя. Тогда высшим идеалом должен быть человек разносторонне развитый и готовый пожертвовать собой ради народа в целом. Естественно, что он должен видеть существование этого самого народа. То есть, на современного казака должны возлагаться задачи защиты чести и достоинства своего народа, своей семьи, родственного объединения. Для этого он должен обладать рядом качеств «истого казака».

Казак должен обладать мужеством, силой воли, презрением к смерти, непримиримостью к врагу, собственно тем, что всегда называлось доблестью. Почитать и выполнять заветы товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки (нет уз святее товарищества).

Обладать чувством собственного достоинства, не должен позволять оскорблять никому честь своего народа, рода и семьи. Он носитель родовой памяти и собственное оскорбление может воспринять как оскорбление своего рода.

Казак должен не просто знать, но чтить святые, значимые места, а таковых только по Присуду бесчисленное множество. Им можно даже выстроить иерархию: от родовых могил, мест сражений, до общеказачьих мест почитания (Монастырское урочище).

Казак должен знать старые обычаи и предания и черпать из них примеры доблести, мужества, дружбы, храбрости, в них сосредоточены примеры для подражания славным предкам, героям прошедшего времени.

Соблюдать в жизни народные адаты, уметь поддержать беседу (в беседе), почитать старших, быть красноречивым (высказывать правильно свое мнение). Казак должен играть песни, читать стихи (а может и слагать), чтобы передать молодому поколению примеры мужества и поведения старших (за границей казаки-эмигранты на выступлениях пели, танцевали, читали стихи). К женщине казак должен относиться с предусмотрительным уважением и вежливостью, а в молодые годы целомудренное отношение, не допуская ничего оскорбительного для ее нравственности.

Таков идеал казака. Система воспитания и военно-физического воспитания должна быть сосредоточена на достижении этой цели. Естественно, что воспитатель сам должен быть воспитан. Главный метод традиционного воспитания заключается в принципе «делай как я». То есть, если говорить воспитаннику, что он должен быть таким то и таким, должен чтить то-то и то, а самому этого не делать – пустая трата времени.

Ядром казачьего воспитания является военно-физическое воспитание. Воспитание должно строиться по отдельным возрастным этапам. Каждый этап должен обладать своими средствами и методами воспитания. Первый этап с 5-6 лет и до 14-15 лет ‑ казачата. На этом этапе ребенку дается общефизическое развитие. Казачонок должен уметь быстро бегать, метать камни, прыгать, ходить, сидеть верхом, обладать навыками владения шашкой и кинжалом. На этом этапе его берут на охоту, он участвует в народных праздниках (бегает, прыгает, метает), он фехтует на деревянном оружии. В этот период дети участвуют в различных играх и состязаниях (айданчики, метание мелких камней в цель, чурлюк). В этом возрастном этапе они могут и должны осваивать стрельбу, борьбу на ломка, кулачки. За процессом воспитания должны следить все члены семьи, которые должны давать оценку его достижениям и неудачам.

Проверка достигнутых навыков и знаний проходит на народных праздниках, где дети должны соревноваться в танцах (как с оружием, так и без), знаниях стихов и песен, фехтовании, борьбе, стрельбе и проч.

В настоящее время такие мероприятия могут обозначаться как дань традиции обрядами «посажения на конь», шермициями, святками или масленичными гуляниями с мужскими коллективами обходчиков, колядовщиков, гулебных команд.

Дальнейшие возрастные этапы укладываются в схему традиционного деления возрастных групп: казачата, кужата, молодики, казаки, старики. Здесь происходит совершенствование полученных в детстве навыков, участие в беседах, шермициях, хуторских и станичных играх, в праздниках казачьих городских общин, на которых всегда есть возможность продемонстрировать свое умение и навыки, в любом возрасте, танцевать и играть песни, блеснуть красноречием или знанием казачьей поэзии.

17 responses to “А. Яровой. Воспитать казака: проблема воспитания носителя этнических черт

  1. Хочеться узнать у автора уважаемого Андрея Ярового, есть ли у него сыновья. И если есть, какие личные успехи по применению теории «Воспитания казака» на собственных казачатах.

    • Бог сына не дал, дочь. Но воспитанием казачат занимаюсь с 1994 года. Теоретические конструкции, приводимые мной, не есть плод изобретений воспаленного ума, перегруженного фантазиями. Это уже опыт. Ко мне приходили, ко мне приводили детей… Сейчас, говоря ко мне, я лукавлю, потому как надо писать к нам.
      Что следует называть успехом? Естественно в полной мере идеал никогда не достижим, НАТО он и идеал. Однако я заметил, что обычно родовые казаки (даже если они знали только о том, что кто-то из предков был казаком), занимаются или дружат с холодным оружием и по сей день. У них нет сомнений, и не возникает вопросов относительно своей идентичности. Недавно на занятия пришли две сестры моих бывших учеников, представились казачками. В полной мере представленная система традиционного воспитания никогда не реализовывалась, а сегодня и того хуже, нельзя создать того небольшого островка традиции даже на тренировке, даже островка отдохновения. Поскольку всегда есть преграды и очень значительные в условиях общественной работы – и реестровое казачье общество здесь преграда номер один… Но принципы передачи «делай как я» реализуются полностью, помимо голой техники владения оружием, подспудно человек вплетается в разного рода связи (как поздороваться, как вести себя в присутствии старших, что есть честь и доблесть казака, даже языковые конструкции он встречает на занятиях, знакомиться с танцем и песней). Помню, как не разбирающие слов, не понимающие ритмики уходили, а кто-то списывал слова, пытался петь.
      По личному семейному примеру сужу по шестилетней дочке, что такое шашка, нагайка, конь, с «чу» и «пу», кто у нее папаня и кто она сама усваивает налету. Недавно приставала ко мне: а как по-казачьи будет ложка и вилка… Шашку уже в руках держала, в бубен стучала, танцевала. Любимая песня – романс «Домик стоит над рекою», танцует и поет «Шамиля», как положено… Поживем, увидим… По тому же способу воспитывает сына и дочь Зяблов Андрей, да и многие кубанцы-пашковцы приезжающие к нам на соревнования…
      Предложенная система могла свободно реализоваться в казачьих образовательных учреждениях (а я имею в виду казачью школу), если бы реализаторы были казаками и имели представление о казачьей культуре. Пока профанация, есть правда просветы – и шермиции, как и те воспитательные мероприятия, которые проводит Моргунов в Зерноградском… Вот такие делы…
      Потому Шермиции должны создать возможность для обучения и проверки того что было в статье указано. Таково мое скромное мнение.

  2. Понятно. Но я убежден, что нельзя зацикливаться на военно-физической подготовке. У нас уже более 80 лет нет военной сословной функции, по которой поголовно все мужчины служили, воевали, гибли на чужих войнах и за чужие интересы.
    А воспитанием подрастающих казаков надо заниматься и заниматься. Если же привели в пример Зяблова, то сразу вспомнил ТВ сюжет, где Андрей дает интервью на шермициях, походит его сын Елисей влезает в кадр, перебивает (спрашивает что-то) отца. А где правило, что дети не могут влазить, когда взрослые гутарят, тем более батя. Многим это сильно резануло. Так что всем надо воспитывать и воспитывать своих детей это точно.
    Ладно все это лирика, хотел сказать, что помимо воено-физической подготовки подрастающему поколению надо вкладывать важность высшего образования, умение думать своей головой и принимать решения, учить вести переговоры, проявлять лидерские способности, ставить цели на жизнь и уметь их достигать, уметь управлять людьми. Потому, что будущее у казачьего народа только если наши дети будут обладать национальным самосознанием и будут выбиваться в люд, становиться крутыми профессионалами (будь то врачами или юристами), делать бизнес большой и малый, лезть во власть и контролирующие органы. Делать деньги, что бы рожать столько казачат, сколько Бог даст, а не по одному как сейчас. Обеспечивать работой своих на своих предприятиях, развивать экономически Присуд. Прикрывать своих в случае чего и реализовывать ползучую экспансию во власть.

  3. Славян.
    Если вы верно читали тему, в ней речь идет не о вопросах общего воспитания и обучения и получения образования. А о воспитании этнических черт — и все. Проблема общего образования в России заключается в том, что аттестат дающий право на поступление в ВУЗ выдается невежде и неучу, процент которых растет из года в год, эти ребята лишены и этнического начала, да и с гендерными делами у них проблемы. Проблема всеобщей идентичности давно существует в нашем обществе. Но она не обсуждается здесь. По поводу власти, экономики, социальных отношений, правового поля существования Присуда можно говорить, но не здесь, не в этой теме. Дуаю и не сейчас, Присуд по большому счету «Дон небесный, Дон нетленный», и в душах далеко не многих… Сегодняшняя ситуация власти, экономики и проч. еще потребует к себе более пристального внимания, потому как на наших глазах происходит изменение самих механизмов осуществления этих сфер общества. Виртуализация социальных институций еще даст о себе знать… И попасть во власть еще будет далеко не достаточно, чтобы что-то менять на Присуде… Меняется человеческий материал и далеко не в лучшую сторону… Так стоит ли в этой борьбе отказываться от идеала этнофора? Потом, я же говорил о стремлении, а не о полной реализации… Потом, есть ли у человека выбор — быть самим собой, а значит идентифицировать себя со своим народом, или спокойно «быть самим собой» и реализовывать совсем другую систему жизненных установок, размытых ценностей и норм? Что тогда будет базисом для личности? Или это не важно? В последнем случае шермиции — вид шоу, пусть с детскими атракционами и скачущими казаками, виртуозами-профи, которые на этом зарабатывают деньги на потеху публики, а остальные зрители — ностальгируют на тему «ще як булы мы козаками»… Если так, то смысла в шермициях (как во всякого рода развлечениях корпоративного характера) не вижу, как собственно и существования данного сайта.

    • Андрей напротив я очень верно читал вашу тему : А. Яровой. Воспитать казака: проблема воспитания носителя этнических черт.
      А этнические черты казака по вашему личному (субъективному) мнению состоят только из военно-физической подготовленности.
      По моему личному (субъективному) мнению этнические черты казака намного шире военно-физической подготовленности.
      В начале прошлого века великий историк нашего народа Е. Савельев писал в статье «Дон для донцов», что нужна реформа образования на Дону, необходимо культурное развитие казаков, необходимо, чтобы наука пришла на Дон. Казак должен быть просвещенным, а не только лихо махать шашкой.
      Цитата из статьи: Итак: больше света, знания, просвещения!

      • Славян.
        Дело в том, что Савельев писал вначае ХХ века. Россия стояла на пороге модернизации, прект которой успешно провели большевики. Все что касается премодерна объявлялось старорежимным и ненужным, даже вредным. Отсюда все эти проекты Просвещения объявляют народные песни, забавы, игры мракобесием. Им отводится роль не воспитания, а развлечение туристов в резервации, в лучшем случае это предмет изучения фольклористики и этнографии. Для модернистов скажу так: современную систему общего образования очень правильно было бы дополнить региональным компонентом созданным основанным на традициях того региона, в котором это образование осуществляется. Для постмодернистов это все излишне. Те вопросы, о которых вы пишите должны решаться как раз теми институтами, которые ДОЛЖНЫ были бы заниматься проектами ПРОСВЕЩЕНИЯ на территории РФ. Профанация образования, коммерциализация образования, виртуализация образования дают свои плоды, они другие и никакого отношение к формированию этнофора не имеют. Заниматься этим (то есть брать на себе выполнение функций госинститута можно в том случае, если земли Присуда наводнят частные пансионаты с элитарным воспитанием для казачьей молодежи). Может быть этим должны заниматься кадетские корпуса? Если бы Савельев знал о количестве школ, училищ, институтов, кадетских корпусов на Дону (по сравнению с тем, кое было на начало века) он бы писал о другом (жет быть о качестве образования?).

        • Андрей, все эти премодерны, постмодерны все это сказки для бедных. Выживает народ умный, сильный, с этническим базисом, который сможет подтянуть ресурсы: территорию, деньги, власть. И народ этот должен все время развиваться, и в данном контексте модернизация бесконечна, а не актуальна только на начало ХХ века. Я много бываю на Кавказе, я вижу сколько кабардинцы, чеченцы и др. вкладывают в образование и развитие молодежи, закрепление экономической базы на большом Кавказе. Но они понимают, что шашки, газыри, лезгинка и др. это только элемент национальной системы.
          И пример другой: Был в Москве, отвозил меня таксист, разговорились казак 45 лет, 8 лет в Москве, зарабатывает 40-50 тыс. руб, половина идет на жилье съемное. Я ему говорю ты понимаешь ,что это тупик съемное жилье, работа таксиста. У тебя нет семьи, с таким доходом не когда не будет жилья, и все по списку. Человек не врубается, что он может удовлетворить только свои потребности физические и цели по жизни у него нет. Но зато он в 90-х был в казачестве, даже воевал в Молдове, шашку возит по съемному жилью, крутить может ее. А результат?????
          Я за Шермиции, за казачьи боевые искусства обеими руками. Но нельзя на таком сайте как Дикое Поле, говорить, что проблема воспитания носителя этнических черт только военно-физическое воспитание. Дикое Поле это портал авторитетный, лидер в области казачьей культуры, традиций и в первую очередь воинской.

          • Андрей еще хотел сказать спасибо, за нормальный диалог. А то у нас народ совсем разучился нормально общаться.

  4. Что касается того, что семилетний мальчик перебивает отца… То это не показатель… Мальчишка был на взводе, на нем лежала огромная ответственность — не посрамить батьку, и прибежал он к нему, беспокоясь, что не успеет выступить и проч… Идеалы это то, к чему человек стремится… Следовало бы верно говорить не об этих детях, а о других, но зачем?
    А в целом, военно-физическая подготовка — это основа для воспитания мужчин в любом обществе, которое желает быть в этом мире.

    • Согласен, что к идеалам надо стремиться….. Всем нам до них ой как далеко…..
      Быть воином физически и по духу основа, но необходимо и дальнейшее развитие.

      • Слава, дело в том, что военно-физическое воспитание (абстрагируемся от казаков) воспитывает мужчин — во первых, и винов во-вторых. Для казачьей культуры военно-физическое воспитание основополагающее, если его давать детям в традициях донского казачества, а не уроках шведской гимнастики или прикладного шаолиня. Никакое другое воспитание не справится с воспитанием мужчины, воина, защитника, добытчика, красноречивого стихоплета, активного носителя исторической памяти. Это известно и на Востоке и на Западе. Можете считать это моим скромным мнением.

  5. Почитал вас, браты. И обое правы! Воспитывать надо и современного человека, владеющего разными профессиями, языками (желательно), но и не подверженного ассимиляции. Чётко знающего, откуда он и куда идёт. Давление на казаков будет усиливаться со стороны окружающей действительности год за годом. Тут выход один — общины или общества, как угодно, своих по духу и крови. И ещё одно, о чём Андрей упомянул. Знание истории рода до пятого, десятого, двадцатого колена. Это уже сейчас казаков отличает от русаков. Дальше будет сильнее. Им снимают кино про ВОВ, а детишки воспринимают эту историю как троянскую войну. Для нас с вами с детства и эта война была реалией, и гражданская, и первая мировая, и переселение на Кавказ. Вырос, и семейные предания стали дополняться архивными выписками. Когда ребятишки всё это знают от родителей, от дедов-прадедов, попробуй им голову заморочь! Расскажи им потом про доброго дедушку Сталина или злодеев Шкуро и Краснова. У меня была ровно пару лет в голове каша от того, что давали в школе, и что гутарили дома. В постсоветских учебниках были злобные белоказаки, в ингушских «бичераховские банды», а дома — защита станиц в гражданскую, и голодовка, и репрессии. Потом быстро стало на свои места. И быстро развилась привычка не доверять всяким сми и учебникам. В жизни помогло!

  6. Славяну.Премодерны, постмодерны. Вы Славян, как мне кажеться, превратно понимаете ТЕРМИН МОДЕРНИЗАЦИЯ. Вот сами пишете про ТАКСИСТА. Вот что нужно модернизаторам-манипуляторам- превратить людей в АТОМИЗИРОВАННЫХ ИНДИВИДУУМОВ-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, которым Родина- где больше платят, или есть работа. Т.е. делается и будет делаться всё, чтобы вытравить склонность к НАЦ. КУЛЬТУРЕ, к ОБЩИНЕ….
    Т.е.- предлагается забыть, стереть с памяти всё мало-мальски напоминающее о НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.
    Взамен, как всегда предлагаються ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ с НАНОТЕХНОЛОГИЯМИ и РАЕМ в МИРЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ.
    Всё это нам ИЗВЕСТНО и ВСЁ ЭТО мы ВИДЕЛИ.
    Юргенс недавно высказал ПРОГРАМНОЕ отношение МОДЕРНИЗАТОРОВ к народам страны. Достижению КАПИТАЛИСТИЧЕСКО-КОММУНИСТИЧЕСКОГО РАЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЕШАЮТ КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ НАРОДА.

    • Знаю казака, который не знает, что такое премодерн, постмодер, не умеет махать шашкой и не владеет кулачками. Но он делает, бизнес, ростит умных сыновей войнов, нагибает вайнахов по мере необходимости, занимаеться развитием казачьей культуры, казачьей этнической среды….. Тут много состовлающих, почему и говрю, что этнические черты казака не заканчиваються военно-физической подготовкой.

      • И все же, много составляющх ВООБЩЕ у системы образования, а воспитание этнических качеств часть ее. Воспитать казака как носителя этих каств — см. статью. Понятия модерн и постмодерн — это инструменты анализа ситуации (это не для всех, согласитесь). На основе этой статьи можно строить систему обазования (этнического), а не общего. Коммерсант, солдат, врач, адвакат учитель, юрист, каменщи плотник — суть функциональные роли в социальных институтах, это не воспитывает в человеке не казаха, ни узбека, ни русского, ни казака… Это другое. Зачем копья ломать???

  7. А физическое воспитание- не цель. Это не ГТО и не физкультура в СССР, где целью было-ЗДОРОВЬЕ КАК АБСТРАКЦИЯ, сформулированная чисто в МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНАХ. Или как сейчас понимается- чтоб ХОРОШО ВЫГЛЯДЕТЬ ЗАНИМАЮТЬСЯ. Общество спектакля (Ги Дебор).
    Так что вы, Славян, просто РАССУЖДАЕТЕ, используя СХЕМЫ МОДЕРНИСТСКИЕ. Или ПОСТ- что одно и то-же. Поэтому на этом языке не понятна НЕОБХОДИМОСТЬ ВОЗВРАТА к ТРАДИЦИИ.

    Цель — ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА. Это- гораздо важнее и ОБРАЗОВАННОСТИ как МНОГОЗНАНИЯ (Гераклит) и ЗДОРОВЬЯ , как МЫШЕЧНОЙ МАССЫ или совокупности артериального давления и пульса.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s