Конгресс казаков Америки — десять вопросов и ответов.

Первыи Круг Конгресса Казаков в Америке kazaksusa.com

Спустя некоторое время после первого знакомства с деятельностью Конгресса казаков в Америке, сайт Дикое Поле и Федерация Задонщина отправил нашим братьям казакам в США десять вопросов в качестве небольшого ознакомительного блиц-интервью. Мы не стали делать упор на какой-то официоз и решили дать возможность всем желающим казакам, имеющим отношение к Конгрессу, ответить в свободной форме. На вопросы ответил казак Игорь Алексеевич Нестеров. И, поскольку, представители Конгресса и другие казаки подтвердили свою солидарность с мнением Игоря Алексеевича, мы считаем возможным рассматривать его ответы и как личное мнение казака Игоря Нестерова и как позицию Конгресса и других казаков.

1. Какова история и причины возникновения Конгресса казаков Америки?

Про историю, я думаю, лучше расскажут его создатели. А вот о причинах возникновения и, главное, причинах его существования, я могу пораспространяться. Дело в том, что Конгресс просто занял нишу, которая пустовала. Нишу, в которой вообще ничего не было. За последние
примерно 15-20 лет, с тех пор как выезд из России перестал быть актом «продажи Родины», в Америку переехало какое-то количество людей, который считают себя казаками, но ни к какому формальному движению не принадлежащих. С точки зрения волн американской иммиграции, это в определенном смысле люди «нового» поколения. Они не очень хорошо стыкуются с историческими казачьими и белогвардейскими организациями. Кому-то, может, и интересно сидеть над архивами, а кому-то это безразлично. Кроме того, эти люди выросли в современной
России, они, например, не очень хорошо понимают, почему можно ходить в православную церковь, которая РПЦ(з), и ни в коем случае нельзя в церковь Московской патриархии. По их мнению так никакой разницы и нет. Ну и тут много еще чего. Так вот эти казаки оказались в организационном вакууме. На западном побережье, вроде бы, дела получше обстоят, а у нас последние несколько лет была полная пустота. И тут появился Конгресс. Он заговорил на понятном современном языке. Он, наконец, сделал, хоть и не лучший на свете, но вполне
функционирующий веб сайт. Ну и казаки, которые хотят, чтобы у них была какая-то казачья жизнь, отличная от повседневной американской, потянулись к Конгрессу. То есть, насколько я знаю, изначально у Конгресса было много идей о том, какие у него могут быть цели и чем стоит заниматься, но реально сработала одна. И если Конгресс продолжит успешно выполнять роль такого вот казачьего землячества в США, то он будет существовать и дальше. Потому что в таком виде он нужен.

2. Известно, что за рубежом было множество разных казачьих объединений, но ни одно из них не смогло объединить казаков в полной мере. Так ли это и каковы на Ваш взгляд причины?

Так, конечно. Это же невооруженным взглядом видно, что никакой единой организации, которую бы казаки зарубежья признавали как объединяющую, не существует. Но нужно ли нам здесь и сейчас в этом разбираться? Я как-то набрел в интернете на фрагменты книги по истории казачьей эмиграции в Америке, и там все это было очень правдиво (но тактично!)
изложено. К великому моему сожалению не помню фамилию автора. Какой-то кубанский историк. Для нас сейчас более важно понять, а какие шансы на объединение казаков у Конгресса казаков Америки? Реально-то говорить можно только о шансах. Говорить об этом в совершенном виде, объединил ли уже или не объединил, еще несколько рановато. Конгрессу меньше года. Дай-то Бог, чтобы никого не еще успел оттолкнуть. А вот поговорить о шансах можно. Я считаю, что шансы у него есть. Вот навскидку два фактора, которые на мой взгляд, могут помочь Конгрессу
сыграть объединяющую роль. Их одних недостаточно, конечно, но у других «объединителей» зачастую и этого не было.

Первый фактор — это хороший запас толерантности. Я в курсе, что в России, и у казаков в частности, это слово ругательное. Но здесь по-другому нельзя. Это очень просто показать свой казачий нрав и послать кого-нибудь подальше. И можно даже после этого погордиться собой какое-то время. А дальше-то что? Люди здесь в Америке в большинстве своем состоявшиеся и независимые. Он уйдет и не вернется. Кто придет взамен? И если, допустим, нам не очень нравится, как кто-то обвесил себя медальками, но возится с казачьими детьми и учит их стрельбе или какому другому искусству, то что важнее? Если наша цель оставаться казаками, то безусловно второе. А чудачества надо уметь прощать.

Второй — это то, что у Конгресса пока чистые руки. Тут нужно четко понимать, что никакая более-менее разумная общественная деятельность без финансов и бюджета невозможна. И если
Конгресс будет развиваться, то рано или поздно эти понятия окажутся в его орбите. И если общественная значимость Конгресса будет возрастать, то будут появляться связи и другие возможности что-то от этого получить. Это — нормально. Если, допустим, пара-тройка
активных участников Конгресса бесплатно отправится на ежегодные торжества в Австрию, в Лиенц, это тоже нормально. Ненормально, это когда под красивыми словами скрывается элементарное желание прибрать к рукам какие-нибудь исторические ценности или недвижимость. В последние годы мы тут всякого навидались. Так вот, по моим наблюдениям, Конгресс в этом отношении чист. И еще нужно очень хорошо понимать, что объединить можно только тех, кто объединяться хочет. А многие исторические казачьи организации в Америке погрязли в таких обидах и
претензиях друг к другу, что помирить их не под силу никакому Конгрессу. Мне, например, искренне жаль, что такая организация, как Новая Кубань выпала из орбиты много лет назад во время эпопеи с отправкой регалий ККВ в Краснодар. Но шансов на их возвращение, увы,
кажется, не много. Кто знает, может все-таки здравый смысл у казаков восторжествует.

3. Что на Ваш взгляд первично в деле объединения казаков — идеология или казачьи традиции?

Какая может быть идеология у народа? У народа идеологии не бывает. Идеология есть у политических партий. Я в партиях не состоял и не состою. Да я и традиции, если уж как на духу, не слишком-то соблюдаю. Единственное, что на мой взгляд действительно первично в
деле объединения казаков — вот это самое упрямое, и не очень понятное окружающим, нежелание забывать, кто мы и откуда.

4. Много ли казаков или их потомков проживает сейчас в США?

А кто же их знает. В музее иммиграции на Ellis Island выставлены как минимум две фотографии иммигрантов начала века в кубанской казачьей форме. А сколько их тогда приехало, и сколько потом после войны, у меня таких данных нет. Мне однажды продавец в оружейном отделе
спортивного магазина поведал, что у него дед казак. И фотографию деда из семейного альбома описал очень подробно, все точно — кубанец. И, между прочим, в политической ситуации того далекого времени этот американец разбирался очень даже сносно. «Дед, — говорит, — ошибся.
Неправильную сторону выбрал. Пришлось ему сматываться». Я уже собрался было ему рассказать, где его дед мог бы быть, если бы выбрал «правильную» сторону, да вижу, он улыбается. Это у него, понимаешь, юмор такой.

5. Каково отношение американских властей и простых американцев к казакам и казачьим организациям в США?

Ну точно, что не ненависть и высокомерие. Америка, как известно, одна из немногих стран (если вообще не единственная), которая на государственном уровне признает существование казачьего народа и факт его порабощения. Неважно, что мотивы принятия этого закона в 59-ом
году (Public Law 86-90) у США могли быть не совсем бескорыстными. Это все равно разительно отличается от позиции Советского, а потом и Российского, истеблишмента, который с фанатичным упрямством признает наличие кого угодно вдоль берегов Волги, Кубани и Терека, но только не
казаков. А простым американцам вообще все такое историческое очень интересно. Ну, если вообще что-нибудь интересно. Хотя вопрос предельно некорректный. Спросите на любом российском форуме об отношении «простых россиян» к казакам. Какой диапазон ответов вы получите?

6. Какие основные трудности встречает Конгресс казаков Америки в своей деятельности и как он их преодолевает?

Да все разве перечислишь. Вот форума нормального нет. Это ж смех и грех общаться на том, который на нашем сайте. Кто бы помог установить такую же машинку, как на Вольной Станице и других казачьих ресурсах.
А если серьезно, то главной трудностью, по моему личному мнению, у Конгресса будет оставаться тем, чем он сейчас есть. Изо дня в день делать вот эту рутинную работу, организовывать, оповещать. Отвечать на чьи-то претензии. Кому-то звонить, утрясать. Я вот смотрю на то, что они делают, и мне, может не всё и не все там нравятся, но у меня язык не поворачивается сказать им что-нибудь кроме «Любо». Потому что оно все, по отдельности, может и малые дела, но в силу того, что это на постоянной основе, что это живет и продолжает развиваться, это так много. У нас же ничего этого не было.

7. Каковы отношения Конгресса с другими казачьими объединениями в Америке?

Я за этим не очень слежу. Про это пусть атаман и руководство отвечают. Должны быть ровными. Но нужно хорошо понимать, что есть границы, за которыми все. И если уже кто добился своими действиями, что он «нон-грата», то это должно быть навсегда, а не в зависимости от конъюнктуры. Одной из основополагающих идей Конгресса, когда он
создавался, было быть свободным от самозванцев и шарлатанов. И на этом нужно твердо стоять.

8. Возможно ли в перспективе создание общего для всех Конгресса казачьего народа?

Это в мировом масштабе что ли? А оно нужно? Будет очередная кормушка для неуемных активистов. Какие у такого конгресса могут цели? Возвращение казаков на историческую родину? Ну это разве что, если мир перевернется. Пока что такую цель удалось осуществить единственному народу, с которым у нас не много общего.

9. Что мешает в настоящий момент более тесному общению казаков, живущих в США и казаков, проживающих на исторической родине?

Да ничего не мешает. Существует, конечно, некая зашоренность, в частности, благодаря агрессивной и бессмысленной антиамериканской пропаганде, которая ведется в современной Российской прессе и на телевидении. Но у меня нет ощущения, что она достигает цели. Судя по
накалу страстей во внутрироссийских казачьих форумах, за которыми я иногда слежу, это не пропасть между берегами Атлантики, это пропасть между мозгами.

10. В России, часто, в средствах массовой информации и из уст различных политологов, можно услышать суждения о неизбежном распаде США и крахе американской экономики. Что это, якобы, вот-вот случится. Что Вы, как американские граждане, думаете по этому поводу?

Любой, кто следит за экономическими новостями и аналитикой, знает, что американская экономика, как и вообще экономики западного мира (включая туда и Россию), обременены грузом проблем. В этом смысле основания для мрачных сценариев существуют. Экономика — штука сложная, и, как показал опыт последних лет, спрогнозировать, когда она рухнет, не
могут даже ведущие специалисты. Другое дело, что в тех самых российских прогнозах, про которые вы, по-видимому, и говорите, имеется в виду совсем другое. Имеется в виду «вы умрете, а мы останемся». Вот на это я лично только пожимаю плечами. Откуда берутся прогнозы, что Америка рухнет первой, а Россия на ее пепелище расцветет буйным цветом, я не понимаю.

От всего сердца хочется поблагодарить Игоря Алексеевича Нестерова за ответы.

Особая благодарность секретарю ст. Никольская — Алексею Бочарникову за содействие.

Олег Гапонов
Дикое Поле, Федерация «Задонщина».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s