К вопросу о традиционности шермиций или почему шермиции называются национальными казачьими играми.

В последнее время у шермиций появились критики утверждающие, что слова «национальные» и «традиционные» надо убрать, поскольку игры таковыми не являются, а содержат в себе элементы традиционных игр. Что ж, рассмотрим наши игры используя критерии традиционности явления, которые определены наукой, и посмотрим соответствуют или нет шермиции указанным критериям.

Известно, что традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных конкретных условиях. Изменяются условия жизни – изменяются и традиции. То есть, характер традиции определяется характером жизнедеятельности людей, а последний вытекает из потребностей и условий их удовлетворения (1). Шермиции, как аутентичные, традиционные игры, в то время представляли собой вид воинского ритуала, где состязания перемешались с символическими действиями и имели разные функции – календарной направленности (привязка к календарным праздникам), инициальной направленности, воинской направленности. Община воинов демонстрировала жизнеспособность и единение перед лицом времени, судьбы, потенциального противника, перед лицом предков. Вторичными функциями выступают обучение работы с оружием и конем. Мужские группы – гулебные команды – обходили дома в станице, вступали в примерные бои с другими обходчиками, выставляли знамена; за станицей собирались на меже вместе с соседними станицами и проводили воинские игры… В дальнейшем шермиции слились с домашними играми, подготовкой малолеток к службе, поскольку жизнь казачьей общины подверглась регламентации, при этом сохранялись состязания календарной направленности (собирались на Масленицу жгли костры прыгали через них верхом, демонстрировали удаль с оружием, боролись и бились на кулачки). После установления советской власти на Дону подобные состязания попали под запрещения, и частичное их воскресение, под другим названием относится к послевоенному времени, когда соревнования в скачке, рубке и джигитовке, как наиболее красочное зрелище переместились ко времени проведения официальных советских праздников.

Возрождение первоначального варианта шермиций, под старым названием связано с процессами глобализации и реабилитации казаков как народа. Первые грозили исчезновением этнической идентичности, поскольку носители традиционного казачьего менталитета уходили из жизни, а традиционная казачья культура подверглась выхолащиванию даже в такой ее части как песенная культура (многие коллективы отказывались от аутентичного исполнения, в пользу музыкально обработанных или авторских песен), а в целом культура из массового действия превращалась в массовое зрелище. Игра политических деятелей 90-х годов в реабилитацию казаков как народа, привела к скрытому напряжению, и попыткам взять государством под контроль это движение, создав «сословное» реестровое войско. Начинается упорная борьба на доказательство казаков не своей служебной пригодности к воинской службе, а своей культурной идентичности. Непризнание ее властью лишь активизировала этот процесс.

На этом фоне и возникают шермиции как совершенно независимый ни от кого институт, транслирующий по историческим образцам этнические культурные ценности.

1.Важным критерием традиционности явления выступает наличие некоего положительного жизненного опыта – способа удовлетворения потребности, поддержания жизни индивида. Не будь этого опыта, нечему было бы становится традиционным. Таковым опытом стали результаты по сбору и систематизации работы с холодным оружием и рукопашных поединков бытовавших в среде донских и кубанских казаков на начало ХХ века. Оказались востребованными носители этого опыта, участники конных атак, кулачных и борцовских состязаний.

2. Полученный опыт оказался востребованным, поскольку угроза нивелирования казачьей культуры остается актуальным и по сей день, а казак, чей внешний вид, чье умение обращаться с оружием и конем, играть песни, танцевать казачка или лезгинку, знать адаты своих станиц – выступал идеальным типом для воспитания подрастающего поколения.

3. Опыт полученный от занятий и участия в шермициях оказался вполне приемлемым на уровне обыденной жизнедеятельности, воинской службы,

мужского характера (умение рубить, бороться, фехтовать и драться), при этом этот опыт накладывался на ментальные картины, внешний вид, костюм предков историю рода, что позволяло аккумулировать и воспроизводить этот опыт на межпоколенном уровне.

4. Масштаб шермиций оказался впечатляющим по географии участников – приезжали казаки с Урала, Терека, Кубани, Дона, Луганской области, Москвы и проч. Это позволило организаторам шермиций назвать такие игры национальными (традиционными), поскольку и по масштабу и по функциональности они соответствовали этому.

5. По всему ходу истории происходит отбор традиций, в результате которого одни обычаи отмирают, другие занимают их место. Устойчивость шермиций еще надо будет доказать, но доказать наполненность, содержание, а не форму самого явления. На шермициях уже работает межпоколенная связь ядра, квинтэссенции казачьей культуры, который демонстрируют и передают из поколения в поколение от стариков к детям – здесь и культурные ценности и технологические приемы, система нравственных оценок, форма ритуальности шермиций.

6. Распространение традиции шермиций (старого под новым названием) видится и в том, что это явление входит в систему образования, в станичные праздники, превращаясь в поистине народное явление, созидающее воедино осколки казачьей культуры.

Конечно, сегодня шермиции – это скорее всего инновационное действие с потенциалом традиционности, но потенциал этот велик и активно развивается.

1.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции. Стабильность и преемственность в жизни общества. Москва-Воронеж, 2004.

Совет Федерации шермиций «Задонщина»

4 responses to “К вопросу о традиционности шермиций или почему шермиции называются национальными казачьими играми.

  1. После требований «критиков» убрать слова «национальные» и «традиционные» из обозначения шермиций, стало абсолютно понятным, против чего они ведут целенаправленную войну — против казачьего народа и его традиций. Против наполнения старых мехов новым вином — вхождения в жизнь современных казаков культуры,традиций и обычаев предков, способствующих их этнической самоидентификации и объединению по этому принципу.

    • как ни печально, но абсолютно верно… большинство именно по ентим причинам

  2. Правильно братцы, стойте на своем. Шермиции должны оставаться национальными казачьими играми.
    Как раньше гутарили сабаки лают ветер носит….

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s