Новые детали в теме символического описания донского герба

В качестве продолжения к материалу «О войсковом флаге и гербе».

1. Степные охотники.

Как вы уже поняли, данный материал целиком и полностью сконцентрирован на символике донского герба – Олень (Елень) пронзенный стрелой. Ну как многие знают, говоря словами Губарева: «Идея герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к Киммерийцам, Гуннам и Готам. Она записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История Церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» — «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака. Кос-сака на скифском языке значило «белый олень». (Г.В.Губарев – Казачий словарь-справочник. Кливленд, США, 1966г.).

старинная и поздняя версии донского герба-печати

Эта разница в изображении донского Еленя на страрой и новой версии герба, а именно присутсвие и отсутствие дерева (Древа Жизни, Мирового Дерева) является очень важной. Фактически роковой. И, чуть позже, будет понятно почему. Безусловно, в степной «тэнгрийской», как и вообще в дохристианской традиции, Елень присутствует в полном объеме и его как правило изображали в связи с охотой.

сцены охоты

«Охотники из этого племени (гуннов), выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутренней Мэотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошел в озеро и, то ступая вперед, то приостанавливаясь, представлялся указующим путь. Последовав за ним, охотники пешим ходом перешли Мэотийское озеро, которое (до тех пор) считали непереходимым, как море. Лишь только перед ними, ничего не ведающими, показалась скифская земля, олень исчез. Я полагаю, что сделали это, из-за ненависти к скифам, те самые духи, от которых гунны ведут свое происхождение» (Иордан. Гетика.).

скифский олень

Так гунны завоевывают Скифию. Примерно о том же самом повествует целый ряд авторов того периода, — Прокопий, Евнапий, Агафий и другие. Хотя эти повествования больше ничего существенного так и не раскрывают.

2. Начало постоения символической мозаики Еленя.

Как ни странно, образцы наиболее полного толкования символики оленя (т.е. включая все остальные атрибуты герба – стрела и древо), приходятся на раннехристианский период. И мы попробуем проследить весь генезис этой грандиозной зооморфной драмы, начиная с описания и символического толкования оленя в таком источнике как «Александрийский Физиолог» (популярное анонимное произведение II-IV в.н.э.). «Физиолог» повествует о разных животных в форме неких мифологем. Он как бы загадывает загадки и приводит нравоучительные толкования в христианском духе. Несмотря на апокрифичность книги, к ней обращаются многие выдающиеся и легендарные Отцы церкви, включая Василия Великого (Кесарийского), Оригена и апа Поймена (коптская церковь).

сцена с оленем и змеей из Физиолога

3. Страшивъ елень, губитель гадомъ («От Шестоденьца избрано о животех» 108).

История про оленя такова. Согласно «Физиологу», олень живет пятьдесят лет. А затем уходит в долины и горные леса, и учует запах змеи, и где найдет ее, трижды сменившую кожу, обнюхивает и губит ее. И после этого идет и пьет воду. Если же не пьет, то умирает. Если же выпьет, то живет другие пятьдесят лет. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Псал. 41:2).
Толкование:
«Так и Господь наш сокрушил змея, дьявола, небесными водами, которые он имел в божественном слове добродетельной премудрости. И как змей не может переносить воды, так дьявол — небесного слова. И если ты имеешь разум в сердце своем, призови благовестия, и скажут они тебе: «Не прелюбодействуй, не блуди, не кради». И, вкусив священных вод, извергнешь всякое зло. Господь, придя, прогнал мысленного змея небесными водами. Но дьявол скрыл его в преисподней части земли. И Господь, источив из ребра своего кровь и воду, уничтожил скрытую в нас дьявольскую силу через купель воскресения…. И ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то устремись к церкви, и к живому книжному источнику, и к пророческому сказанию, и испей живой воды, то есть святого причастия» («Физиолог», с. 143).

Мы находим в этой символической истории не только образ противоборства и победы оленя над змеем, но и мотив вечного возрождения. Здесь олень – орудие победы над дьяволом.

Примечание: В «Физиологе» (по сербской рукописи XVI в.), олень пожирает змея: «ухаеть змi а ськрьвена. поуханiю познаваеть ю и абiе прогласить три гласи великы. и прилагаеть нос свои кь вратомь дуплине и сводить дыханiе своё вьнутрь и где любо да лежить змiи вьсходить кь грьтану елена и погльщаеть его и погльтивь змiа, течеть кь источникомь водныимь».

4. Дальнейшие толкования.

Интересны дальнейшие толкования такого «поведения» оленя, описанного в «Физиологе». В поучении коптского апы Поймена говорится об оленях, поедающих змей. Змеиный яд жжет сердца оленей, и спасение они находят лишь напившись воды. «Написано: «Как олень пребывает у источников водных, таким же образом и моя душа прибегает к Тебе, Боже» (Псал. 41:2). Поскольку олени, пребывающие в пустыне, поедают змей и, когда яд жжет их сердце, поднимаются к водам, и, напившись, прохлаждаются от змеиного яда. Таким же образом монахи, пребывающие в пустыне, палимы ядом демонов лукавых, но, любя субботу и воскресенье, стремятся взойти к источнику водному, который есть плоть и кровь Господа, чтобы очиститься от всякой горечи лукавого» (апа Поймен 125).

Василий Великий

Но с еще большим удовольствием об олене и змее рассуждает Василий Великий в своих комментариях на 28-й Псалом: «Олень имеет такое устройство, что ему не могут вредить пресмыкающиеся; но, как говорят естествонаблюдатели, съеденная им ехидна служит для него очищением. А все ядовитые животные берутся в изображении злых и противных сил, как говорит Господь: даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию и ничто не повредит вам (Лука. 10:19), и как ещё псалом обещает Пророку: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Псал. 90:13). Посему, когда слышишь в Писании имя оленя, необходимо искать в слове изображения чего-то лучшего. Ибо высокие горы убежище сернам (Псал. 103:18), и: как лань желает к потокам воды…. (Псал. 41:2). Но и всякий праведник имеет пребывание в вышних, к намеренному стремясь, к почести вышнего звания Божия во Иисусе Христе (Посл. к Филип. 3:14), и прибегает к удобопиемым источникам, ища первых начал богословия. Олень же дыханием своим извлекает ядовитых гадов, кроющихся в гнездах, и силою сего дыхания заставляет выходить из их убежищ. Посему святой, как именуется орлом за свою превыспренность и большею частью отделенность от земли, так и оленем — за противодействие злу».

Загадка с оленем и змеей носит характер мнимого парадокса. И через толкование, посвящаемый открывает для себя тайну священной истории.

Так олень обозначал одновременно и Иисуса Христа, попирающего дьявола, и
обновленного причастием Св.Тайн человека. А исцеляющий от яда источник со временем закономерно превратился в Древо Жизни. Ибо побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2:7).

Древо Жизни - праведники с Христом

А олень именно и есть победитель. Вообще, олень присутствует на многих иконографических изображениях райского Древа Жизни. Символическое значение оленя связано с символикой Древа Жизни в том числе и благодаря сходству оленьих рогов с ветвями (вспомните скифских оленей с древовидными вьющимися рогами). В этом смысле, полезно будет так же вспомнить казачью легенду о Древе Жизни ст. Раздорской и казачью песню «Там стояло в поле древо» (песня казаков станицы Березовская). «Там стояло в поле древо, Там стояло в поле древо, Тонко, высокое, тонко, высокое. Тонко, тонко, высокое, Тонко, тонко, высокое, Листом широкое, листом широкое. Листом, листом широкое, Листом, листом широкое, Корнем глубокое, корнем глубокое.»

Олени и Древо Жизни - фреска, Рим

олени у Древа Жизни - армянская керамика

5. Олень и раннехристианские святые. Вхождение оленя в рыцарскую парадигму.

Святой Евстафий Плакида.

Евстихий Плакида на православной иконе

Знатный и добродетельный стратилат (воевода, полководец) Плакида жил во время правления имп. Траяна в Риме. Он и его жена Татиана (в лат. текстах иногда ошибочно Траяна (Trajana — PG. 105. Col. 373-374)), еще будучи язычниками, были добродетельны и в благочестии воспитали двух сыновей, чьи языческие имена неизвестны. Однажды Плакида отправился на охоту, где по Божественному Промыслу перед ним предстал необыкновенный олень, между рогами которого блистал крест с изображением Распятия (описание оленя неск. отличается в разных редакциях и переводах Жития).

Евстафий (Евстихий) Плакида - католическая икона XII в.

Заговорив человеческим голосом, олень открыл Плакиде, что в образе животного тому явился Иисус Христос (олень, как известно, животное чистое), Которого Плакида, делая добрые дела, почитал, сам того не ведая. Форма вопроса оленя к Плакиде — «Что Меня гонишь?» — и весь строй диалога восходят к описанию в Деяниях св. апостолов явления Христа ап. Павлу на пути в Дамаск (Деян 9. 3-7).

Св. Евстафий, Нижняя Сванетия XIIв.

Таким способом Господь решил обратить стратилата в истинную веру, и Плакида тайно крестился вместе со всей семьей у иерея Иоанна (имя и роль иерея уподобляют его св. Иоанну Крестителю). При крещении Плакида получил имя Евстафий (твердостоящий), его жена была наречена Феопистией (Богу верная), старшего сына назвали Агапием (от агапе — любовь), а младшего — Феопистом. Позже вся семья приняла мученическую смерть.

ранний греческий вариант

Примечание: Св. Евстафий считался небесным покровителем пластунов. «Пластуны имеют свои тайные правила, свои переводы, свое поверье и так называемые характерства: заказывание от пули, от об-пой горячего коня, от укуса змеи; наго-вори на ружье и ловушку; «замовляння крови», какая течет из раны и другие; но их суеверия не во вред вере, и не мешают им ставить свечу святому Евстафию, который в земной своей жизни, был искусным воином и стрелком и удостоился видеть на рогах гонимого им пустыней оленя, крест, с розпъятим на нем Господом» (Иван Попко 1, с.252).

Святой Эгидий (Жиль).

Праведный Эгидий вел жизнь отшельника в лесу. Его единственным другом был олень. Как то раз в этом же лесу охотился король готов. Он увидел этого оленя и выстрелил из лука. Эгидий закрыл рукой своего друга, и стрела воткнулась в оленя сквозь его руку, тем самым не причинив оленю особого вреда. Король был настолько тронут жертвенным милосердием Эгидия, что пал перед ним ниц и воздал всякие почести (по одной из версий принял христианство и стал духовным чадом Эгидия).

Св. Эгидий, олень и король готов

Юлиан Госпиталит.

Здесь весь драматизм истории связан с табу на охоту и убийство оленя. История там примерно следующая. Юлиан (жил в девятом веке.) уже был христианином и легендарным рыцарем, но страстно любил охоту. Однажды он неистово гнался за оленем. Изнемогающий олень вдруг остановился и человеческим голосом пригрозил Юлиану, что если он попробует хоть раз напасть на оленя, то в наказание будет принужден убить собственных родителей. Юлиан испугался и поскакал домой, где наспех собрал вещи и покинул отчий дом, чтобы не никогда не совершить такое ужасное злодеяние. Он поселился в дальних краях и нашел себе молодую жену. Погрузившись в спокойный и размеренный быт, он забыл о предупреждении оленя. Страсть к охоте снова взыграла в его сердце. Он отправился в лес и напал на оленя (по другим источникам – убил его). Возвращаясь домой, он встретил дьявола в облике соседа, который заявил Юлиану о том, что его жена изменяет ему в его отсутствие. Разгневанный Юлиан примчался домой и увидел на постели под одеялом обнявшуюся пару. Он изрубил их мечом. Но выйдя из дома, он увидел свою жену, которая сообщила ему как она думала радостную весть о том, что пока он был на охоте, приехали его родители и она, видя их усталость, уложила их на постель и укрыла одеялом. Юлиана охватил ужас. Прогремели громы и молнии. Он всю оставшуюся жизнь замаливал свой грех тем, что построил приют для больных и странников. Он отдавал все силы на молитву и заботу о своих подопечных. Однажды в сильную бурю он через бушующую реку нес на спине прокаженного. После чего ему явился ангел и возвестил прощение.

Примечание: Изначально орден госпитальеров, который и замысливался как орден-государство назывался – Суверенный Военный орден Св. Иоанна Предтечи.

Табу на охоту и убийство оленя есть в истории, которую приводит выдающийся классик казачьего зарубежья П.С.Поляков в романе «Смерть Тихого Дона»: «Когда сотворил Бог небо и землю, и всё, что на ней произрастало, и отделил воду от суши и указал рекам путь ихний, вот и потек тогда Дон наш батюшка от Иван-озера к морю Азовскому. И расселились тогда же казаки по Полю Дикому, по степи казачьей, по Дону по реке. И послал тогда Бог Оленя, зверя доброго, казакам в степи, в знак того, что добро он казакам хочет и что быть тому Оленю у казаков зна¬ком Божьяго к ним благоволения. И не свелел Бог казакам на Оленя охотиться, а Оленю у казаков пшеницу топтать».

История длинная, но полностью прочесть ее можно здесь.

В конечном итоге, казаки, вследствие нужды нарушают Божий запрет и убивают оленя:
«Полохнула молонья в небе безоблачном и раздался над Степью голос Самого Господа и Бога нашего:
— Мир сей сотворивши, отвел Я детям моим, казакам донским, Дон-реку и Степи для жизни вольной. И послал Я к вам, казакам Донским, Оленя, зверя доброго, залогом любви моей и вашего в степи благоденствия. Вы же, славою земною прельстившись, пошли на брань за дело вам чужое и ненужное и тем преступили мои законы. Рабскому царству покорили вы полсвета, славу себе суетную стяжали, словом же Божьим пренебрегли. И запустел Дон казачьими головами, заросли сорняками пашни ваши, и пошел гулять по степи вашей черный голод. И, его убоясь, перебили вы Оленей моих, Мною вам посланных. Теперь же знайте — упокою всех в боях павших, но нет живущим моего прощения» (П.С.Поляков — Смерть Тихого Дона).

6. Symbola et Emblemata.

обложка Symbola et Emblemata

В 1705 г. в качестве одного из руководств для живописи и поэзии, по заказу Петра I, была издана в Голландии специальное издание известной книги под названием «Symbola et emblemata», содержавшая 840 аллегорических картин — «символов» и кратких трактовок — «эмблем». Впервые, наряду с немецким, латинским и голландским переводом, был дан перевод на кириллице.

Среди этих картин есть конечно и елень, пронзенный стрелой, вкушающий от древа.

олень, пронзенный стрелой и вкушающий от древа

Толкование гласит: «Природа превосходи хитрость». Как это понимать? Именно так, что эта трактовка опять отсылает нас к раннехристианским рассуждениям времен
«Физиолога».

фреска с изображением Оригена, он так же считается изобретателем слова БОГОЧЕЛОВЕК

Ориген, в полемике с эпикурейцем Цельсом, который утверждал наличие разума у животных, отдавал предпочтение мыслям о природном инстинкте самосохранения у них. Они как раз и спорили про способность у животных исцеляться посредством целебных трав и растений. «От взора Цельса совершенно ускользнуло то различие, какое существует между явлениями, зависящими в своем происхождении от разумной силы и мыслительных способностей, и явлениями, которые от разума нисколько не зависят и определяются исключительно потребностями одного только внешнего инстинкта. В основе этих последних явлений, во всяком случае, не лежит разум, которым управлялись бы действия (неразумных животных), такового разума они не имеют» (Ориген. Против Цельса. IV. LXXXI). Если следовать логике Оригена, олень в поисках спасения, движим не разумом, а природной необходимостью, то есть инстинктом.

Действительно, хитрость злого охотника-дьявола, который поражает оленя смертельной стрелой зла, не имеет силы перед его инстинктивным природным способом борьбы со смертью. А именно вкушение от целительного Древа Жизни. И это состояние бессмертия, вечного возрождения и преображения есть как бы естественное природное состояние людей. И находясь только в таком состоянии елень, как прообраз и тотем казачьего народа, будет всегда попирать аспида и змея, не получая от них значительного ущерба, так как побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2:7).

Кстати, та трактовка, которую мы знаем по отношению к новому варианту донского герба:«Стрелой пронзен но не покорен», в трактате «Symbola et emblemata» относится к совершенно другому символу и другому животному.

лев пронзенный стрелой в Symbola et emblemata

Лев, раненный стрелой и преследуемый гончей собакой трактуется как: «Хотя ране, не подамся». Смысл тот же, как видите. Зачем этот смысл был применен к позднему казачьему еленю? Здесь явная ущербность идеологических и политических трактовок по отношению к сакральному символу. Ведь если мыслить в этой плоскости, то получается, что олень, пронзенный стрелой, но лишенный Древа Жизни, есть символ Вечной Смерти, Неизбежности Угасания и Вечного Поражения.

О.Гапонов

34 responses to “Новые детали в теме символического описания донского герба

  1. Вот не зря жалко мне было всегда в оленей стрелять! Было время, когда выйдя утром из жилья, я видел их в 20 метрах! И не убегали. Спасибо за статью. Понял теперь глубинный смысл.

  2. Интересны параллели мирового древа и Индрика-зверя в собрании былин Листопадова, там приводятся описания Индрик-зверя на котором скачет охотничек, при описании Индрика используются эпитеты мирового древа. Интересно, нет ли здесь связи с еленем? Возможно и сам елень с ветвистыми рогами мог быть символом мира.

  3. У Г. Сковороды есть такой сюжет, по поводу оленя пораженного стрелой.
    Ермолай. Взгляньте сюда. О бЂдненькой олень! С вонзенною в тЂло стрЂлою страждет возлЂ холма, пол стрЂлы в язвЂ, пропал он. Кто пособит?
    Яков. Не бойся! Раз†не видиш, что траву кушает? Она ему выгонит вон стрЂлу. Сія трава у древних еллинов звалась δικταμνος.
    Ермолай. И так стрЂлец ничево над ним не успЂл? ХотЂл бы я знать, кто его учит цЂлбы сей?
    Яков. Раз†не видиш, что сей тебЂ говорит олень? Природа превосходит науку. Вот кто его учит! Самый лучшій учитель.
    Инстинкт? Это наверное рационально. Это как в степной войне – ощущения данные неким правилам, озарение, вспышка интуиции, проблеск веры.
    Это шаг к философии…

  4. Кристина Попова (Болгария), правнучка знаменитого донского историка Евграфа Савельева попросила опубликовать здесь свой комментарий:

    У меня вопрос: почему казаки замалчивают свою связь с древними болгарами? Древний род Дуло считал своим основателем Авитохола, сына серны и оленя. Этот род ведет свои корни с древних ариев, о которых писал Е. Савельев.
    Связь казаков с вторым сыном Кубрата — Котрагом, который пересек Танаис и почти наверняка умер на Дону, является историческим фактом. О том, что в Диком поле были черные болгары пишут почти все историки, в том числе и Евграф Савельев. Потомки Котрага пошли на север и основали Волжскую Болгарию. До вмешательства имперской политики племена адыгов, черкесов, болгар, казаков были одним степным народом, народом пассионариев, в котором считались честью междуэтносные браки. Почему об этом сейчас никто не говорит?
    Тема связи древних народов — болгар, которые преспокойно жили до 1920 года в как болгары в соседстве с казаками, многие из них были христианами (Самара) и знали о своем родстве с казаками; адыгов, черкесов, балкарцев и др. является «табу» для имперских историков. Это понятно. Но почему казаки молчат об этом? Ведь именно в объединении с этими народоми, в восстановлении исторической неправды, совершенной над ними — путь к будущему.
    Статья серьезная, корни оленя надо искать в дохристианские времена. Символы народов несут в себе очень большую силу, они не случайны и говорят о связи древних этносов. Нечто большее — народ Дикого Поля образовывался не на этническом принципе, а на гораздо более глубокой идее — единстве моральных и личностных ценностей. Сегодня очень трудно найти чистокровного казака. В моем роду есть черкешенки, их привезли после покорения Кавказа. Достаточно посмотреть на Евграфа Савельева, да и на всех в нашем роду. Быть казаков — не достаточно им родится. Это еще надо заслужить. И не случайно роднились между собой выдающиеся воины древних племен. Быть пассионарием, нести идеи будущего в своих генах — это нам завещали прадеды.

  5. Почему не пишут о связи казаков и болгар казачьи историки? Наверное не сложилось в науке (которая к слову сказать, осталась имперской) стойкой традиции искать корни донского казачества глубже 16 века. Наверное, это связано с качеством и количеством исторических источников, с идеологическими установками в которых воспитывались историки нынешнего века.
    «Единство моральных и личностных ценностей» как основа объединения народов Дикого поля… Возможно, если под этим единством подразумевать некий «рыцарский этос», с его характерными чертами и символами, насколько только сами казаки осознавали эти символы? Наверное, настолько насколько рыцарский этос был для них основой картины мира. И если черты этого этоса мы сможем отыскать у черкессов, то насколько сохранился он у современных болгар?

    • Замечание хорошее, готовлю статью по этой теме. Выйдет на сайте Савельева, обещала копию ее и уральцам. Спасибо за ответ!

      • казачий историк 19 века Пудов писал.что персы называли горных кавказских скифов ко-саки ко-гора по перс.
        а вообще у разных казаков свои символы у кого белый гусь или лебедь.

    • Я бы не назвала это объединение «рыцарским этосом», слово «рыцарь» мне бы не хотелось приравнивать к казакам, на нем много другого наслоения, очень далекого от духа Дикого поля. Но чувство чести, собственного достоинства, отрицание служения недостойному правителю, уважение чужой смелости и права выбора — это уже совсем другое.
      Насколько это сохранилось у современных болгар?
      А что может вообще сохраниться в народе, который пять веков был под турецким игом, немного был относительно самостоятельным, брошенным из войны в войну, потом приобщен как колония к одному Союзу, по воле сильных брошен в другой Союз… Неужели кто-нибудь интересовался этим народом, его мнением, волей, да и осталась ли она у него?
      Именно наблюдая как на Балканах интересы больших Империй бросали маленькие народы как разменную монету в борьбе между собой, можно сделать выводы как именно работает механизм империй. Самое главное тут — успеть сохранить свою идентичность. Но это уже другой разговор.

  6. Кончено, слово «рыцарь» каким оно видится Западноевропейской цивилизации несравнимо с казачеством, но в самом казачестве была стойкая традиция называть себя рыцарями, у запорожцев «Лыцари» (см. Повесть об Азовском осадном сидении например). Но в принципе, понимая под этосом стиль жизни, можно вслед за Оссовской или Ассманом говорить об рыцарском этосе применительно к гомеровским грекам, как и древним ирландцам или германцам. Основные добродетели его узнаваемы, и вы их вообщем-то правильно отметили. Впрочем, это не существенно. Мне кажется, что как раз вопрос о сохранении идентичности в нашем общении надо ставить на первое место — отсюда и интерес к символическому полю культуры. Понять, актуализировать, сохранить те культурные константы на которых строится одентичность народа. Особенно актуальным видится ваше «успеть» — это очень важно.

  7. Задонец, Вы прав — сейчас дело именно во времени. Многое потеряно, но я уверена, что если начнем с крупиц, сможем и многое восстановить. Савельев пишет, что до начала ХХ века на Дону писались документы на двух языках. Уральские казаки пишут о целом словаре казачьего языка. У меня тоже собраны некоторые материалы. Может быть, между прочим, начнем с восстановления языка. Параллельно с этим — восстановление традиций, обычаев, национальной культуры.
    Кстати, народный костюм казака совсем не китель и фуражка. У казачки был очень красивый и несущий древние символы наряд. Если у кого-нибудь есть материалы по этим вопросам, давайте будем собирать вместе. За казачьим словарем, издадим общими усилиями и казачью энциклопедию фолькльора. Как думаете, казаки?

  8. Это ценное предложение и дорогого стоит. Конечно, над этим надо работать и всеми силами мы будем его поддерживать.

  9. Спасибо, готова начать работу. Жду только окончательное завершение работы по восстановлению сайта Савельева после смерти моего друга, соратника и администратора.
    Между прочим, слово рыцарь можно заменить по отношению казаков древним словом «богатырь». Оно идет еще с древних ариев и скрывает в себе именно ту душевность и отвагу, которая отличает настоящего казака от других воинов.

  10. Когда был в москвском гос. историческом музее, был поражен сходству скифских изображениям оленя раннего стрелой на оружии, элементах аммуниции, посуде гербу донских казаков. Единственно не вспомню было дерево или нет.
    Донской герб однозначно имеет дохристианские корни, не зря Петруша I заменил его на герб «голый казак на бочке». После подавления освободительной войны казаков под предводительством Булавина. Уже больше 300 лет пытаються стереть народную память и казачью идентичность заменяя беглохолопскими теориями и уничтожая подлиную историю и древние артифакты.

    • Спасибо! Сделаю пост-ссылку на этот материал.
      Может для нашего сайта какой либо Ваш материал вышлите? Будем весьма признательны.

  11. Вдумайтесь!!!
    ……………………………….
    26
    Эйктюрнир олень,
    на Вальгалле стоя,
    ест Лерад листву;
    в Хвергельмир падает
    влага с рогов —
    всех рек то истоки:

    32
    Рататоск белка
    резво снует
    по ясеню Иггдрасиль;
    все речи орла
    спешит отнести она
    Нидхёггу вниз.

    33
    И четыре оленя,
    рога запрокинув,
    гложут побеги:
    Даин и Двалин,
    Дунейр и Дуратрор.

    34
    Глупцу не понять,
    сколько ползает змей
    под ясенем Иггдрасиль:
    Гоин и Моин —
    Граввитнира дети,-
    Грабак и Граввёллуд,
    Офнир и Свафнир,-
    они постоянно
    ясень грызут.

    35
    Не ведают люди,
    какие невзгоды
    у ясеня Иггдрасиль:
    корни ест Нидхёгг,
    макушку — олень,
    ствол гибнет от гнили.

    38
    Так возвышался
    Хельги меж конунгов,
    как ясень гордый
    в зарослях терна
    или олень,
    росой обрызганный,
    он из зверей
    самый высокий,
    рога его блещут
    у самого неба!»

    2
    Таким был Сигурд
    пред Гьюки сынами,
    как стебель лука,
    из трав встающий,
    как легкий олень
    меж тварей лесных,
    как золота пламя
    пред оловом тусклым.
    ……………………………….

    Не всё так просто, олень — это только часть большего символа мироздания…

  12. «там стояло в поле древо» песня пор изготовление гусель боярами, в остальном наиболее полная информация в сети.
    влад

    • Можно, конечно же и так смысл этой песни понимать, слишком дословно. Но мне гораздо ближе информация не из сети, а те смыслы, заложенные в эту песню, о которых нам некогда поведал раздорский казак А.Талалаев — о Древе Жизни, о смерти народа и пути к его возрождению..

      • http://rutube.ru/tracks/2809628 — полный текст песни. если «древо» понимать мировым, то не следует ли тех, кто изготовил гусли, срубив древо отнести к демоническим силам, а всю песню воспринимать как оргаистическую, демоническую плясовую. в блоге прямая цитата Н.Дика, излагающего версию Тауберта(обвинен Екатериной2 в краже и оправлен в отставку)и Байера( обвинен в недобросовестности Классеном).Н.Дик родственник Е.Савельева излагает позицию против которой всю жизнь боролся сам Савельев. Тауберт и Байер искажают миф об Актеоне, цитаты античных авторов,утверждают, что герб навязан.
        блог лучший в сети, но нуждается в редакции.кабинетная мистификация дискредитирует казачество. с уважением Влад.

        • Сложно написал. У кого кабинетная мистификация? У автора статьи? Или у тех лиц кои перечислены выше?
          По древу. Символические описания не всегда буквальны. Если разговор о песне, «Там стояло в поле древо», то этот текст следует рассматривать особо. Поскольку здесь явно выражены ритуальные мотивы встречи и проводов покойника. Срубывание древа уничтожение мировой оси, нарушение порядка, нет симовлической границы между тем и этим светом — результат отец приехал, и все тоскует и одну ноченьку ночует и запрягают повозки и проч. Это отдельная тема и к описанию герба не имеет отношения.

          • мистификация относится к Тауберту и Байеру, Н.Дик своих версий не выдвигает, он лишь романтически описывает события.ансамбль этнич. песни «казачий круг» исполняет ее задорно,
            весело, предпологая прямое прочтение.у кого поднимется рука на мировое дерево за ради гу-
            сель?позабавить гостя дарагого,который все свету желает? мне неизвестны традиции играть песни и пляски при встрече и проводах покойника…только плакальщицы.

            • Как исполняет эту песню Казачий круг это только ему ведомо. И дело не в исполнении, а в тексте. Выпишите слова, подумайте чего делает гость, когда он появляется, куда он желает ехать и прочее… Короче, проведите семиотический анализ текста выделите смысловые единицы, сравните с похожими текстами, посмотрите какие предметы встречаются в тексте (окно, например, карета?, гусли, древо, кони, поле, свет (белый, этот?) и проч. Что они означают в казачьей, славянской, русской, кочевой культурах. Постройте последовательный ряд, например, и главное сравните с ритуальными действиями известными в смежных или казачьих культурах (свадьба, инициации, похороны, первопраздник). И все встанет на свои места. А как исполняется — это вопрос. Во времена языческие игрища и песни устраивали на погостах и чего-то там радовались….

              • боюсь я не справлюсь освоить этнич. филологию самостоятельно.у Вас нет ссылки для начинающего?

                • Влад, попробуйте почитать работы, например, Зеленина Д. Толстого Н., Лотмана, Успенского, Топорова. Загляните в словарь Славянской мифологии под ред. кажется, Топорова. Где то есть сайты по этнолингвистике, структурализму (Леви-Стросс), есть замечательная работа Лича и работы Малиновского. У меня просто нет времени на анализ данной песни, но думаю тот план, что я предложил вполне будет адекватно отвечать поставленной цели — провести семантический анализ (да, обратите внимание на труды по семиотике, их сейчас много висит в инете. Да и просто песней здесь не отделаешься. Да, есть хорошая работа Рудиченко Т.С. об исторических корнях донской казачьей песни, хотя вопросы могут возникнуть по методологии и интерпретации образов, но это не имеет сейчас никакого значения.

              • и как быть с логическим рядом, выстроенным в незашифрованном виде?для чего он писался вообще?при прямом прочтении все стоит на своих местах, не вызывая недоумений, не требуя анализа.получается народная песня недоступна для понимания народа?с уважением Влад

                • Народ пляшет под любые трындычки… Даи в большинстве своем народ лишен традиции и корней. Вона сколько казаков в обществах, а старушки на заваленке гутарят — «казаки што динозавры, один-два и все». А песня ведь отражает ментальное построение традиции. Сверху слова, а смысл внутри, особенно если он состыкован с акциональным кодом (ритуалом). Смысл сидит в символе, но он то многозначен, он выражается вербально, акционально, предметно и все это выражение протекает на фоне культурного хронотопа — пространства и времени схваченных культурной упорядоченностью. Человек традиции — воспринимает смыслы напрямую, если что не понимает, то делает по образцу — от дедов так заведено. А сегодня мы рационалисты — пытаемся вскрыть смысл (ведь для нас мифологическое сознание отсутствует, и спит пока мы не влюблены или не агрессивны :) ). При прямом прочтении — с позиции рациональных — еще больше вопросов возникает, а икто такие бояре (да почитаете Голубиную книгу и сравните с этой песней), и чего они рубят древо с широким листом, и вообще зачем боярам гусли и проч.

                  • вы последовательно отстаиваете позицию И.Тауберта, желаете игнорировать мои реплики, воля ваша.для меня «пчелочка златая » не трындычка. в условиях неутешительной для казачества статистике по переписи Вы позволяете себе крайне неудачную реплику, с пренебрежительным отошением к народу и его фольклору. диалог завершен.
                    без уважения.Влад.

                    • Верно все же надо кое-чему поучиться в своей жизни, чтобы рассуждать о предмете с позиций науки. Вытаскивать скелеты из шкафа в виде тех фамилий кои вы здесь приводили, особенно рассуждая кто-знает о чем — вот ваша позиция? Вы не высказали ни своей позиции, написали уйму всякой чепухи и считаете, что я не прав? Но в чем? Какая позиция? У вас в голове то ли болезнь, то ли каша, которую надо приводить в порядок. Мы говорили о смыслах текста песни, вы ухватились за манеру исполнения (мол она веселая, а значит никаких таких смыслов в ней нет?!). Я вам попытался объяснить, что чтобы рассуждать о смыслах культуры, кое-что надо изучить. Вслушаться в текст, поинтересоваться традиционной культурой на уровне обычаев и обрядов. По исполнению — СЕГОДНЯ в наше постмодернистское время — исполнение может быть какое угодно — попробуйте доказать, что исполнение приведенное вами — традиционное. О «Пчелочке златой» и стихах Державина видимо не стоит и говорить :)))) Так вот, быстрое, бодрое исполнение, на скорую руку, я называю трндычкой. В контексте мной написанного — все кажется понятно, читайте внимательно — там конкретики нет. Что же касается вашего мнения о моем мнении — то мне нет до этого никакого дела, поскольку вы не пояснили своей позиции, прикрылись какими-то малозначимыми фамилиями, да еще пытаетесь здесь сделать обиженную мину. Спорить с вами о культуре исполнения старинных казачьих песен считаю нецелесообразным в виду сомнения в вашей компетенции в данном вопросе.

  13. Уведомление: День вмч. Евстафия Плакиды. Праздник покровителя черноморских пластунов. «·

  14. Меловые горы на правом берегу Северского Донца когда-то относились к Боровскому юрту. По непроверенным историческим данным их название Оленьи Горы. Сейчас на этих горах расположен Лисичанск. А потомки донских и городовых казаков живут в пгт Боровское.
    Дорогие друзья казаки, не кажется ли вам, что название топонима с легендой и символ белого оленя имеют древнеёшую меж собой связь. К тому же именно с Северского Донца (Дона Великого) шло отвоевание Дона у татар казаками Михайлы Черкашенина…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s