Вопросы и ответы

Шермиции, Задонщина и Дикое Поле – Основные вопросы и ответы (F.A.Q.).

Георгиевские шермиции. Старочеркасск 15 мая 2010г.

1. Какова этимология слова «Шермиции»?

«Шермиции» («примерные бои, устраиваемые на праздниках», донск. Словарь Миртова) – традиционные игры донских казаков. В основу этих игр положены станичные домашние игры (шермиции), которые часто приурочивались к праздничным датам (Покров Пресвятой Богородицы, Святки, Масленица, Красная горка, Троица). Подобные состязания включали в себя скачки, джигитовку на коне, фланкировку оружием, рубку лозы, традиционные виды борьбы и кулачного боя. Варианты их несколько разнились от станицы к станице, однако в целом все эти виды обладали общими чертами. Эти черты обобщенно можно охарактеризовать как стилевые особенности воинского искусства донского казачества.

«Торжественные гульбы бывали по большим праздникам. В каждой станице были свои для этого дни. В Верхне-Курмоярской станице, например, общая гульба бывала на Троицын день и на масленицу. Соседние станицы при своих атаманах и стариках, со знаменами, съезжались верхом на рубеж с общественной водкой. На рубеже устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, примерные бои, что называлось тогда ШЕРМИЦИЯМИ, и дрались на кулачках».

П.Н. Краснов. «Картины былого Тихого Дона», 1909 г.

2. Зачем нужны Шермиции? Могут ли фольклорные мероприятия что-то кардинально изменить в жизни казачьего народа?

Существует распространенный стереотип, согласно которому процесс, направленный на возрождение этнической и культурной самобытности народов может протекать только в плоскости политических структур, партий и движений. Мировая практика и история борьбы народов за сохранение своих традиций свидетельствует об обратном. Достаточно привести следующие яркие примеры:

Шотландия.

Главным «полигоном» формирования национального самосознания шотландцев изначально и были так называемые «Горские игры» – шотландские национальные игры. Без этой традиционной основы невозможно было бы даже представить себе любое политическое национальное движение современной Шотландии. Именно эти игры связаны с именем Уильяма Уолласа, и многочисленными национальными восстаниями, на которые горцы уходили прямо с игрового поля.

История:
Шотландцы мерялись своей силой друг с другом на так называемых Горских собраниях в течение многих веков. По традиции во время этих собраний вожди шотландских кланов выбирали себе личную охрану. Так, король Малькольм Синмор , который взошел на престол в 1057 году, заложил основы современных Шотландских Горских Спортивных Игр как состязания, демонстрировавшего силу своих солдат.

Прибалтика.
Элемент игровой состязательности всегда присутствовал и на традиционных песенных фестивалях в Прибалтике. Численность некоторых хоров достигала до 18 000 человек. Хоры состязались в пении народных песен прибалтийских народов (дайны).

История:
На певческом поле в Таллине, открытом в 1959 году, раз в пять лет проходит Всеэстонский праздник песни. На одном из них — фестивале «Песнь Эстонии», прошедшем 11 сентября 1988 года, собралось по версии СМИ около 300 000 эстонцев.

Спортивные состязания и национальные игры, связанные с традиционной воинской культурой, существуют в Японии, Индии и многих других странах, включая страны СНГ.

3. Каковы сегодня цели и задачи Федерации?

По-прежнему, целью Федерации является развитие, пропаганда и превращение в массовый вид спорта казачьих воинских традиций. Для этого первоочередной задачей является присвоение шермициям статуса национального вида спорта; пополнение шермиций конными состязаниями; возможное дополнение их рукопашными соревнованиями, регламентация правил для состязательных дисциплин, объединение всех энтузиастов, любителей и мастеров казачьих воинских традиций в рамках Федерации.

4. Почему надо объединяться в Федерацию?

К сожалению, воинские традиции казаков разобщены, разделены, полустерты в памяти, заменяются новоделами, неоязыческой мистикой и проч. С другой стороны, у нас есть реальный шанс дать старой традиции современное продолжение в виде народных игр, сохранить и канонизировать различные формы обращения с оружием.

5. Как соотносится современный спорт и казачья традиция?

Мы говорим о национальном виде спорта, который культивируется в рамках одной этнической группы…….

6. Как вступить в Федерацию? Что это дает?

Для вступления в Федерацию необходимо прислать заявку на адрес Дикого поля, изложить систему собственных занятий, количество людей участвующих в процессе изучения, какие источники используются для обучения тех или иных дисциплин, готовность участвовать в спортивных соревнованиях Федерации. Это дает возможность методической помощи со стороны Федерации, предоставление пособий, правил, требований оценки, занесения спортсменов в список участников Федерации, участие в шермициях, получение спортивных разрядов.

7. Получается, что шермиции – это путь к самостийности?

Шермиции – это путь к сохранению казачьих традиций и укреплению казачьей национальной солидарности. Вопрос самостийности не поднимается вообще, так как это не в нашей власти. Если государство является военно-политическим гарантом неприкосновенности и безопасности народов ее населяющих, вместе с их традициями и культурой, – то где мотив к самостийности?

8. Но почему все-таки шашка, пика и конь, – мы живем в мире, где войны ведутся другими средствами и методами?

Несмотря на весь военно-технический потенциал пост-современных войн, их ведут и участвуют в них люди. Традиционные казачьи воинские искусства формируют соответствующий психотип личности (агональный психотип). Воспитательные и инициальные практики в казачьей среде создавали тот уникальный характер, благодаря которому творились чудеса.

9. Так все-таки для вас казаки – народ или сословие?

Больше чем полтора века пошло с момента выхода работы Броневского (бегло-холопская теория) до наших дней. Несмотря на усиленную пропаганду этих взглядов, физическое уничтожение казаков и полное забвение, незыблемой в казачьей среде была, есть и будет следующая формула:

Казаки суть народ самобытный.
Казаки суть природные воины.
Казаки суть воины Христовы.

Любые интерпретации, любые попытки синтезировать эту формулу или исказить ее смысл, обречены на провал. Подобный синтез и переосмысление всегда порождают нечто третье, но к сущности казачества отношения не имеющее. И, как правило, нежизнеспособное. Всегда возникает вопрос: стоит ли тратить силы, средства и нервы на создание симулякров (симулякр – это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует)?

10. Я написал комментарий на один из материалов Дикого Поля. Почему он не появляется сразу? Нужна ли регистрация на сайте для того, чтобы комментировать, и если нет, то для чего тогда вообще нужна регистрация?

Каждый первый комментарий модерируется. Если он допущен, то в дальнейшем для ваших комментов модерация не понадобится. Чтобы комментировать, не надо регистрироваться, нужно просто вписать свой ник и адрес эл. почты, если есть желание.

16 responses to “Вопросы и ответы

  1. Согласен с вами в том, что — Казаки суть народ самобытный, казаки суть природные воины, казаки суть воины Христовы. У меня вопрос таков — как по вашему должны ли воины Христовы стоять за Веру, Царя и Отечество? Если казаки православные христиане, то должны стоять за догматы Церкви, в которых говориться, что от Бога власть только через его помазанника, а остальная по попущению Его и от человеков.

        • Да вроде хорошо… Нет там про царскую власть ни слова. А вот что писал в середине XIX столетия известный богослов, философ-славяновил А.Хомяков:

          «Я очень знаю, что Церковь любит порядок и молит Бога о ниспослании мира на землю (89); но знаю и то, что воздавая Кесарево Кесарю (90), она отнюдь и никогда не принимала на себя ручательства за вечность Империи.»

  2. Здорова живете .братья .где взять бланк для регистрации в федирации нашей Организации.

    • Для начала необходимо написать заявление в свободной форме, на имя председателя Федерации, с просьбой о вступлении, указать от кого, сколько вас. Заявку выслать по любому из указанных на сайте адресу zadonshina@yandex.ru или jarovoj2005@yandex.ru

  3. я ранее подавал заявку на участие в шермициях. на вашу почту но она неотправилась.пишет адрес несуществует..напишите обязательно ли страховаться при участии. шермициях.

    • попробуйте повторить на вышеуказанные адреса. Страхование желательно, перед участием необходимо будет пройти инструктаж по технике безопасности.

  4. я понял так — следуя формуле о сути казака — казаком может стать сегодня любой имеющий воинскую династию в собственном роду.и душою и сколь возможно делом.ратующий за отечество .независимо от территории проживания и происхождения)имею ввиду этнос ранее сложившийся) и какие шаги для этого необходимо принять..ежели это так?!

    • Странный вывод. Как можно стать, например, донским казаком? Если казаки суть «народ самобытный», то есть обладающий своей культурой, центральным ядром которой является воинское начало? Как можно стать чувашем, якутом, баском? Сроднится, ассимилироваться, принять культурные ценности народа среди которого живешь, быть с ним заодно, и там, Бог даст, тебя будут воспринимать как своего… А воинская (военная) династия в роду еще не делает человека представителем некогда воинственного народа. От этого отождествления многия беды, когда военно-патриотическое воспитание подменяется казачьим воспитанием, а этого не должно быть, это две параллельные линии, вот ты казак, вот ты патриот своего Отечества, это разные вещи. А значит не всякий патриот казак… Мне кажется всякий человек в состоянии гордится той родиной в которой вырос, как малой так и большой. И коренной русак не должен писаться казаком, только потому, что считает казаков форпостом и гегемоном русского народа… Гораздо лучше если он будет писаться русским, знать и нести в себе РУССКУЮ культуру, обычаи и обряды Костромы, Рязани, Владимира…. Что ж в этом плохого-то? Вот вам и шаги — начинайте изучать (и не просто читать и кино смотреть) ту культуру, которую считаете своей собственной, с которой идентифицируете себя и своих предков…

  5. На прошедших играх спасибо очень понравилось, возникло несколько вопросов : 1 почему не учитывается весовая категория, а только возрастная? 2 почему нет стрельб? (соревнование по стрельбе из пневматической винтовки дополнили бы игры) 3 метание ножей? (по моему раньше было, почему исключили?)

    • Шермиции — есть упражнения с оружием — весовые категории здесь отсутствуют, в борьбе и кулАчках — традиция не знала весовых категорий. Стрельбы конечно нужны — но для этого необходимо специальное место и люди, которые будут этим заниматься — судить, охранять и подносить патроны и менять мишени :) Появятся таковые условия — будут стрельбы. По метанию ножей — их никогда не было на шермициях, у нас просто забавлялись на прошлых играх — но не соревновались.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s